Абрамцево-Кудринская резьба ( по дереву)

Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 394
Репутация
815
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке.
Её название – Абрамцево-Кудринская резьба.
Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.

Легендарной точкой отсчёта промысла резьбы по дереву стала находка в 1882 г. И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым в соседней с Абрамцево деревне Репихово резной доски. На подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега были вырезаны ягоды и розетки. Простые технические приёмы и лаконичность фактуры геометрической и скобчатой резьбы в мягкой углублённости подобранного резцом фона – это стало особенностью будущей абрамцево-кудринской резьбы.

В том же году была открыта столярно-резчицкая мастерская. В 1936 г. был выполнен уникальный заказ: оформление входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее.
В 1937 г. к Международной выставке в Париже была представлена обширная коллекция резных изделий.

Сейчас центр промысла находится в г. Хотькове, где действует фабрика резных художественных изделий (ныне «Народное искусство»), а так же художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова.

В конце XIX в. в Абрамцево сложился художественный кружок, благодаря незаурядной личности С.И. Мамонтова. В 1882 г. Е.Г. Мамонтова и Е.Д. Поленова организовали в усадьбе С.И. Мамонтова столярно-резчицкую мастерскую. В мастерской учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. С 1884 г. в мастерской обучали крестьянских мальчиков.
Для мастерской работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, открывали детям мир удивительной гармонии. В обучении резному делу обращал на себя внимание так называемый «бабий ящик».

Он был первым профессиональным заданием ученику, уже прошедшего азбуку геометрической резьбы. Простых пропорций коробка-пенал с гладкой дощечкой сдвижной крышки была приспособлена к хранению всего нужного для рукоделия. А вот снаружи требовалось выполнить определённое задание: на торцах – по одному квадрату «с сияниями», на боковых стенках – по два. Несомненно, эта традиция сохраняется в крупных геометрических узорах современной треёхгранно-выемчатой резьбы, что украшают боковые стенки сергиево-посадских шкатулок «с выжигом». Резьба в них, конечно, стала разнообразнее.
Долгожителем молодого кустарного промысла стали знаменитые резная аптечка и шкаф с «колонкой». Этот подвесной шкафчик – своеобразная примета конца прошлого столетия. Недаром он хранится в мемориальных музеях Чехова в Мелихове и Гурзуфе.

В Абрамцевской мастерской, которая располагалась в усадьбе Мамонтова и представляла собой столярно-резчицую мастерскую, существовала интересная традиция. Каждый ученик мастерской по окончании учёбы получал подарок на будущее – набор инструментов, который вполне позволял ему открыть своё дело. Очень большую помощь ученикам оказали такие художники как Малютин С.В. и Соколов В.И., профессиональные художники из Кустарного музея г. Москвы. Всё это и другие профессиональные основы обучения в мастерской создавали условия, чтобы ученики быстро превращались в признанных мастеров и создавали шедевры деревянного народного искусства.

 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 394
Репутация
815
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Первая попытка создания в 1882 г. столярно-резчицкой мастерской оказалась не совсем удачной.

«Всем членам Абрамцевского кружка хотелось надеяться, что крестьянские мальчики, которые хорошо знакомы с техникой художественной резьбы по дереву, будут создавать образцы народной мебели. Но этого не произошло», – с грустью вспоминал один из художников.
Для производства такой продукции необходим был художественный руководитель, который смог бы решить проблему связи народного искусства с декоративно-прикладным искусством и кустарным промыслом. Да ещё и умел создавать образцы мебели, востребованные и отвечающие запросам покупателей.
Таким художественным руководителем стала Елена Дмитриевна Поленова (1850 – 1898 гг.) Род. в г. Петербурге, сестра В.Д. Поленова. График, живописец, художник декоративно-прикладного искусства, книжный иллюстратор. Училась у частных преподавателей, в том числе в Париже и в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1864 – 1880 гг.).


В 1885 – 1892 гг. Поленова взяла на себя художественное руководство абрамцевской столярной мастерской и создала более ста эскизов, по которым изготовлялись мебель и предметы быта. В Музее-заповеднике «Абрамцево» хранятся графические произведения Е.Д. Поленовой. И, забегая немного вперёд, вот слова Н.В. Поленовой – жены художника В.Д. Поленова:

«Слава абрамцевской столярной быстро росла во всем округе, и родители почитали за счастье, когда их мальчик, по окончании школы, попадал туда».
Е.Д. Поленова не создавала новые формы, а брала целые конструкции и детали, не искажая, но видоизменяя их по своему, согласно вкусу и знаниям. Другое дело – это орнамент. Вот здесь Поленова проделала огромную творческую работу художника. Ну как можно не восхищаться её виртуозной стилизацией мотивов одуванчика, ромашки, земляники! Порой трудно определить, где кончается народное и начинается поленовское творчество, настолько всё органично и созвучно.

Ориентация на вкус городского современника позволила создать особый характер абрамцево-кудринской резьбы. Изделия мастерской: мебель, шкатулки, полки, аптечки, пеналы – выполнялись в модном «русском стиле». На формирование его абрамцевской разновидности сказались тонкие наблюдения Е.Д. Поленовой, обнаружившей в русской народной резьбе редкое в мировом искусстве сочетание геометрических и растительных узоров.
Проводниками этого стиля были мастера, скромно называвшие себя кустарями: Пётр и С. Горбачёвы, Степан и Алексей Макаровы, Иван и Дмитрий Кузьминых, Егор Конторин, Михаил и Иван Широковы, Гавриил Сергеев, Алексей Федин, Николай Грязнов, Василий Беззубкин, Николай Торбин, Василий Романов, Иван Проворнов, Василий, Михаил и Иван Ворносковы.

 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 394
Репутация
815
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Подлинным создателем художественного направления абрамцево-кудринской резьбы стал Василий Петрович Ворносков (1876 – 1940 гг.). Попал в мастерские в одиннадцатилетнем возрасте. Самый способный выпускник. До этого паренёк из деревни Кудрино четыре года учился в школе грамоты Е.Г. Мамонтовой.

В мастерской провёл всего три года. Переворот в сознании Василия Ворноскова произошёл, когда ему раскрыли глаза на красоту столь привычной, «домашней» геометрической резьбы. Он почувствовал, что столь доступная, простенькая техника является древнейшим способом фиксации человеком своих представлений о вселенной, и что этот мир мужских искусств параллельно существует с архаическим миром женских искусств – ткачеством, плетением и ручной вышивкой.

Уйдя в 1890 г. из Абрамцева и наладив деловые контакты с Сергиево-Посадской столярной мастерской Московского губернского земства, юный Василий Ворносков создал небольшое производство в собственном доме в д. Кудрино. Резные деревянные изделия – шкатулки, ковши, ларцы, шкафчики с полированной резьбой уже отличались от абрамцевских и уже восприняли некоторые особенности сергиевских.Введённый им в производство новый вариант рельефной резьбы с заоваленным контуром и углублённым, нередко фактурно разделанным «канфарённым» (набойка гвоздиком) фоном, органично вырос из многовековых традиций русской резьбы.

Её обогатили простые и остроумные способы отделки – протравы морилками разных оттенков, от тёмно-коричневого до золотистого, и последующей полировки. Орнаменту «кудринка» присуща мягкость очертаний лапчатых растений, поначалу и наивная архаичность изображений птиц и зверей. Но существуют они не сами по себе, а в растительном мире.
Другое открытие В.П. Ворноскова – создание мелкой пластики как особого направления в кудринской резьбе. Его творческую фантазию поразило случайно увиденное изображение резной из дерева птицы.

Сделанный им вариант «Зимородок» увлёк новизной пластических задач. Его опыты прошли этап фантастических зверей, рыб и птиц модерна, экзотических зверей (тюлени, верблюды и др.) и снова возвратились к народному примитиву. Звери и птицы не только украшают крышки шкатулок и пеналов, но и сами могут быть шкатулками.

Работа В.П. Ворноскова в Научно-исследовательском институте художественной промышленности в конце 1930-х гг. поставила мастера в исключительные условия. Он выполнял здесь наиболее сложные заказы.
Свидетельством тому – уникальная коллекция работ мастера в Музее народного искусства, в том числе десятки работ последнего периода. Громадный практический опыт, великолепное чувство материала позволяли «команде Ворносковых» осуществлять сложные проекты. К ним относится монументальный портал «Пограничники», созданный в 1937 г. в Третьяковской галерее.

 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 394
Репутация
815
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
В годы Великой Отечественной войны братья Ворносковы с честью выполнили свой воинский долг. На поле брани погибли Александр и Николай. Раненым попал в плен и чудом выжил Сергей. Василий вернулся с фронта, потеряв ногу. Не находя для себя крупных работ, братья Ворносковы продолжали после окончания войны вырезать анималистическую скульптуру, предметы быта, настенные панно, но думали и о новых интерьерных заказах.

В конце 1947 г. к Сергею, Михаилу, Петру и Василию Ворносковым обратился протопресвитер Николай Колчицкий с просьбой о срочном исполнении ответственного заказа для Елоховского собора. Братья охотно согласились, и к июню 1948 г. украшенные пышной деревянной резьбой позолоченные сень и рака были изготовлены и установлены в храме. Кроме того, мастера вырезали из кипариса небольшую модель-копию сени и раки для поднесения Святейшему Патриарху Алексию I.

Эта модель до 1953 г. хранилась в московской резиденции Патриархии, а затем, по благословению Святейшего Владыки, она была передана в патриаршие покои Троице-Сергиевой лавры. За первой работой братьев Ворносковых для Церкви последовали и другие церковные заказы.
Память о талантливых художниках деревянной резьбы братьях Ворносковых и их мастерстве живёт в созданных ими произведениях декоративно-прикладного искусства, рассеянных по многочисленным столичным и подмосковным храмам.

Все сыновья основателя династии Василия Петровича на сегодня уже умерли. В живых только его младшая дочь Анна Васильевна и несколько его внуков и внучек.
Резьбой по дереву профессионально занимается только правнук Михаил Васильевич Ворносков, проживающий в д. Кудрино. Михаил Ворносков – правнук создателя абрамцево-кудринского промысла.

Родился в д. Кудрино Загорского (ныне Сергиево-Посадского) района Московской области в 1945 г. Учился у деда, мастера абрамцево-кудринской резьбы, С.В. Ворноскова. Окончил Аграрный техникум в г. Хотьково (1964 г.) и Всесоюзный заочный машиностроительный институт (1980 г.). Резчик по дереву. Работал заместителем директора в Музее-заповеднике «Абрамцево» (1979 – 1986 гг.). Участник городских, областных и всероссийских выставок. Его уникальные работы находятся в Музее-заповеднике «Абрамцево».
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 394
Репутация
815
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Ученики В.П. Ворноскова организовали свои маленькие предприятия.
В Хотьковском округе появились, поначалу, небольшие артели: в Хотькове (1910 г.), Мутовках (1918 г.), Куприне (1921г.), Левкове (1931г.), с. Ахтырке (1932 г.). Позднее они объединились в Ахтырскую объединённую артель (1936 – 1940 гг.), преобразованную в Хотьковскую фабрику резных художественных изделий (1960 г.). В 1993 г. фабрика была преобразована в ОАО «Народное искусство».

В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий «Народное искусство». Многие резчики работают и в своих домашних мастерских, выполняя частные заказы. Одним из постоянных заказчиков является Русская Православная церковь.

Мастера абрамцево-кудринской резьбы производят изделия на столярной и токарной основе с резьбой, удачно сочетая традиционную рельефную резьбу с заоваленным контуром и слегка углублённым фоном с новыми способами обработки дерева. Изделия обрабатывают морилкой и полируют (или покрывают лаком) при этом они приобретают красивую окраску от золотистых до тёмно-коричневых тонов.

Главная же особенность изделий абрамцево-кудринской резьбы по дереву – густой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов. Для изготовления изделий используется древесина липы, реже – берёзы. На поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, затем стамесками, резцами и напильниками мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка.
Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера – (панно, тарелки и др.), украшенные растительным узором с характерной пальчатообразной резьбой.

 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 394
Репутация
815
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Абрамцево-кудринская резьба

 
Сверху Снизу