- Регистрация
- 13.03.2018
- Сообщения
- 28 663
- Репутация
- 1 091
- Баллы
- 0
- Лайки
- 7354
- Пол
- женский
Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке.
Её название – Абрамцево-Кудринская резьба.
Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
Легендарной точкой отсчёта промысла резьбы по дереву стала находка в 1882 г. И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым в соседней с Абрамцево деревне Репихово резной доски. На подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега были вырезаны ягоды и розетки. Простые технические приёмы и лаконичность фактуры геометрической и скобчатой резьбы в мягкой углублённости подобранного резцом фона – это стало особенностью будущей абрамцево-кудринской резьбы.
В том же году была открыта столярно-резчицкая мастерская. В 1936 г. был выполнен уникальный заказ: оформление входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее.
В 1937 г. к Международной выставке в Париже была представлена обширная коллекция резных изделий.
Сейчас центр промысла находится в г. Хотькове, где действует фабрика резных художественных изделий (ныне «Народное искусство»), а так же художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова.
В конце XIX в. в Абрамцево сложился художественный кружок, благодаря незаурядной личности С.И. Мамонтова. В 1882 г. Е.Г. Мамонтова и Е.Д. Поленова организовали в усадьбе С.И. Мамонтова столярно-резчицкую мастерскую. В мастерской учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. С 1884 г. в мастерской обучали крестьянских мальчиков.
Для мастерской работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, открывали детям мир удивительной гармонии. В обучении резному делу обращал на себя внимание так называемый «бабий ящик».
Он был первым профессиональным заданием ученику, уже прошедшего азбуку геометрической резьбы. Простых пропорций коробка-пенал с гладкой дощечкой сдвижной крышки была приспособлена к хранению всего нужного для рукоделия. А вот снаружи требовалось выполнить определённое задание: на торцах – по одному квадрату «с сияниями», на боковых стенках – по два. Несомненно, эта традиция сохраняется в крупных геометрических узорах современной треёхгранно-выемчатой резьбы, что украшают боковые стенки сергиево-посадских шкатулок «с выжигом». Резьба в них, конечно, стала разнообразнее.
Долгожителем молодого кустарного промысла стали знаменитые резная аптечка и шкаф с «колонкой». Этот подвесной шкафчик – своеобразная примета конца прошлого столетия. Недаром он хранится в мемориальных музеях Чехова в Мелихове и Гурзуфе.
В Абрамцевской мастерской, которая располагалась в усадьбе Мамонтова и представляла собой столярно-резчицую мастерскую, существовала интересная традиция. Каждый ученик мастерской по окончании учёбы получал подарок на будущее – набор инструментов, который вполне позволял ему открыть своё дело. Очень большую помощь ученикам оказали такие художники как Малютин С.В. и Соколов В.И., профессиональные художники из Кустарного музея г. Москвы. Всё это и другие профессиональные основы обучения в мастерской создавали условия, чтобы ученики быстро превращались в признанных мастеров и создавали шедевры деревянного народного искусства.
Её название – Абрамцево-Кудринская резьба.
Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.
Легендарной точкой отсчёта промысла резьбы по дереву стала находка в 1882 г. И.Е. Репиным и В.Д. Поленовым в соседней с Абрамцево деревне Репихово резной доски. На подкарнизной доске по сторонам плавного волнообразного побега были вырезаны ягоды и розетки. Простые технические приёмы и лаконичность фактуры геометрической и скобчатой резьбы в мягкой углублённости подобранного резцом фона – это стало особенностью будущей абрамцево-кудринской резьбы.
В том же году была открыта столярно-резчицкая мастерская. В 1936 г. был выполнен уникальный заказ: оформление входа на выставку народного искусства в Третьяковской галерее.
В 1937 г. к Международной выставке в Париже была представлена обширная коллекция резных изделий.
Сейчас центр промысла находится в г. Хотькове, где действует фабрика резных художественных изделий (ныне «Народное искусство»), а так же художественно-промышленный колледж им. В.М. Васнецова.
В конце XIX в. в Абрамцево сложился художественный кружок, благодаря незаурядной личности С.И. Мамонтова. В 1882 г. Е.Г. Мамонтова и Е.Д. Поленова организовали в усадьбе С.И. Мамонтова столярно-резчицкую мастерскую. В мастерской учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырки, Кудрино, Мутовки. С 1884 г. в мастерской обучали крестьянских мальчиков.
Для мастерской работали В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, Н.Я. Давыдова, М.Ф. Якунчикова. Профессиональные художники, члены Абрамцевского кружка, открывали детям мир удивительной гармонии. В обучении резному делу обращал на себя внимание так называемый «бабий ящик».

Он был первым профессиональным заданием ученику, уже прошедшего азбуку геометрической резьбы. Простых пропорций коробка-пенал с гладкой дощечкой сдвижной крышки была приспособлена к хранению всего нужного для рукоделия. А вот снаружи требовалось выполнить определённое задание: на торцах – по одному квадрату «с сияниями», на боковых стенках – по два. Несомненно, эта традиция сохраняется в крупных геометрических узорах современной треёхгранно-выемчатой резьбы, что украшают боковые стенки сергиево-посадских шкатулок «с выжигом». Резьба в них, конечно, стала разнообразнее.
Долгожителем молодого кустарного промысла стали знаменитые резная аптечка и шкаф с «колонкой». Этот подвесной шкафчик – своеобразная примета конца прошлого столетия. Недаром он хранится в мемориальных музеях Чехова в Мелихове и Гурзуфе.
В Абрамцевской мастерской, которая располагалась в усадьбе Мамонтова и представляла собой столярно-резчицую мастерскую, существовала интересная традиция. Каждый ученик мастерской по окончании учёбы получал подарок на будущее – набор инструментов, который вполне позволял ему открыть своё дело. Очень большую помощь ученикам оказали такие художники как Малютин С.В. и Соколов В.И., профессиональные художники из Кустарного музея г. Москвы. Всё это и другие профессиональные основы обучения в мастерской создавали условия, чтобы ученики быстро превращались в признанных мастеров и создавали шедевры деревянного народного искусства.