ЕАЭС - Евразийский Союз

Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
Первый визит нового главы ЕЭК: ЕАЭС – приоритет для Киргизии

4 февраля состоялся первый официальный визит нового председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича в Бишкек. Посетить республику его пригласил премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев.



Напомним, кандидатуру М. Мясниковича, главы государств Евразийского экономического союза, утвердили 20 декабря минувшего года. В предыдущие годы он занимал должности председателя Совета республики Национального собрания Беларуси, премьер-министра, главы администрации президента, руководителя Национальной академии наук. К обязанностям главы ЕЭК М. Мясникович приступил 1 февраля.

Вектор – тот же
Цель визита высокопоставленного гостя – обсуждение стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, подходов к устранению существующих барьеров, изъятий и ограничений на рынке ЕАЭС.
Программа поездки выдалась насыщенной и плодотворной. М. Мясникович встретился с первыми лицами страны. Забегая вперед, стоит отметить, что на этих встречах председатель коллегии ЕЭК заручился безоговорочной поддержкой руководства Киргизии.
Президент КР Сооронбай Жээнбеков, беседуя с новым главой ЕЭК, сообщил, что ЕАЭС был и остается приоритетным направлением во внешнеэкономической политике республики. «Выражаю готовность к дальнейшему развитию продуктивного и плодотворного сотрудничества со странами союза, расширению и углублению интеграционных процессов на евразийском пространстве», – сказал глава государства. Он выразил уверенность в том, что комиссия под руководством М. Мясниковича продолжит развитие выбранного экономического вектора ЕАЭС, а также внесет существенный вклад в дальнейшее углубление евразийской интеграции.
Глава ЕЭК, в свою очередь, проинформировал собеседника о приоритетах комиссии по последовательному снятию барьеров, изъятий и ограничений, расширению торгово-экономического партнерства в рамках ЕАЭС, отметив повышающийся интерес к объединению со стороны третьих стран.
Далее Мясникович отправился на прием к спикеру киргизского парламента Дастанбеку Джумабекову. В ходе встречи стороны обсудили вопросы расширения сотрудничества в рамках ЕАЭС, а также обменялись мнениями, как устранить препятствия, мешающие дальнейшему экономическому объединению.
«Продолжение успешного сотрудничества в рамках ЕАЭС является приоритетным для Киргизии. Мы прилагаем усилия по улучшению торгово-экономических связей, что является общей целью ЕАЭС, но при этом учитываем интересы каждого государства-участника данного объединения. Как один из членов ЕАЭС, Киргизия, с учетом всех существующих требований, уделяет особое внимание укреплению тесных взаимосвязей с другими странами – членами Союза», – сказал торага Жогорку Кенеша.
Д. Джумабеков, говоря о существующих проблемах внутри альянса, особо остановился на функционировании контрольно-пропускных пунктов, что давно является болевой точкой для КР.
Председатель ЕЭК акцентировал внимание на необходимости законодательной поддержки интеграционных процессов. Несмотря на то, что основной интерес ЕАЭС – это развитие экономических отношений, страны-участницы объединения также должны укреплять и парламентские связи. «Без хорошей законодательной поддержки не может произойти развитие экономики. Поэтому необходимо выстраивать активное межпарламентское сотрудничество между странами – членами ЕАЭС», – добавил он.
А на встрече с главой кабинета министров М. Абылгазиевым стороны обсудили ключевые направления текущей деятельности Евразийского экономического союза и основные приоритеты дальнейшего развития интеграционного объединения. М. Абылгазиев уделил особое внимание вопросам качественной реализации подходов к устранению барьеров на рынке ЕАЭС. Обсуждены вопросы по усилению наднациональной компетенции Евразийской экономической комиссии и проект документа, определяющего стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.

Над чем будут усиленно работать
В Бишкеке М. Мясникович также напомнил о приоритетах своей работы на новом посту, которые озвучил на заседании коллегии ЕЭК за день до визита в Киргизию.
«Во-первых, как и предусмотрено Договором о Союзе и решениями глав государств Союза, до 2025 года необходимо сформировать реально работающие общие рынки. Мы должны быть объективны – в настоящее время нужны более эффективные меры в этом направлении», – сказал он.
Вторая задача, которую назвал М. Мясникович, – доработка Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и вынесение документа на заседание Высшего Евразийского экономического совета. Глава коллегии ЕЭК напомнил, что в этой работе необходимо учесть Обращение президента РБ Александра Лукашенко, который председательствует в 2020 году в ВЕЭС, а также проанализировать полноту выполнения иных поручений глав государств Союза.
Третья задача – рост международного авторитета Союза. «Нам предстоит содействовать тому, чтобы существенно увеличить удельный вес Евразийского экономического союза в мировом ВВП, международной торговле. Эти показатели в настоящее время достаточно скромны. Уровень сопряжения ЕАЭС и глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь», например, недостаточен. Необходимо принять ряд решений по укреплению международной правосубъектности нашей организации», – отметил М. Мясникович.
Четвертой задачей нового председателя является обеспечение выгод для стран Союза от взаимной торговли. «Мы обязаны готовить убедительные материалы о проблемах и потерях, создаваемых этими препятствиями и односторонними решениями стран-участниц, идущими вразрез с правилами внутренней торговли. Нужна системная связь с бизнесом стран-участниц Союза и зарубежными партнерами. Так мы укрепим доверие к интеграции в целом», – отметил глава коллегии ЕЭК.
М. Мясникович добавил, что «несущим эффективным каркасом Союза должна быть общая инфраструктурная платформа, включая транспорт, топливно-энергетический комплекс. Союз будет стабильно развиваться в том случае, когда будут создаваться совместные кооперационные проекты и предприятия, в том числе евразийские транснациональные компании».

P.S.:
По просьбе «Ритма Евразии» итоги визита главы ЕЭК в Бишкек подвел политолог Айбек Сыдыбаев.
«Одной из главных целей ЕАЭС является укрепление не только общего экономического пространства, но и укрепление экономик государств-членов Союза. Сегодня в Союзе существует масса нерешенных внутренних вопросов. И положительным моментом являет то, что рабочие группы членов ЕАЭС не только констатируют эти факты, но и пытаются решить их совместно. Именно совместно, это ключевой момент. Диалог в Бишкеке свидетельствует о готовности республики решать проблемы вместе с союзниками. Остается только ждать практических результатов, которые, несомненно, пойдут на пользу Киргизии и ЕАЭС в целом».
Основные задачи на ближайшие годы определены. А это значит, что именно в этом направлении будет двигаться экономический альянс пяти государств. И именно Киргизия первая из союзников по Евразийскому экономическому союзу официально заявила о готовности идти в общем со странами-партнерами по ЕАЭС направлении.

Ирина Больбот, Ритм Евразии
 
Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
Алексей Дзермант: Европа, если хочет сохраниться, тоже должна измениться – то есть изменить своё отношение к России, ЕАЭС

С 23 по 27 февраля 2020 г. в г. Нур-Султан (Казахстан) пройдет пресс-тур, приуроченный к 5-летию вступления в силу Договора об интеграции и началу функционирования Евразийского экономического союза. Это первый этап международного информационно-просветительского проекта «Евразийский Мост», который реализует в 2020 г.



Информационно-аналитический центр МГУ имени М.В. Ломоносова по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при поддержке Фонда президентских грантов. Мы поговорили с участником белорусской делегации проекта «Евразийский Мост» политологом, главным редактором сайта IMHOclub.by Алексеем Дзермантом о влиянии исторического фактора на евразийскую интеграцию, прогрессивном евразийстве, и о том, почему Европе нужно дружить с ЕАЭС.

Алексей, расскажите, какие исторические линии разломов Вы видите во взаимоотношениях стран ЕАЭС в настоящий момент? Могут ли эти разногласия серьезно повлиять на курс развития ЕАЭС?
Наша общая история как объединяет, так и разъединяет. Поэтому все периоды совместного существования в общих государственных образованиях можно рассматривать с разных ракурсов. Для казахов период Золотой Орды чётко вписан в качестве одного из оснований государственности, оценка того времени в российской историографии может разниться в зависимости от принадлежности к той или иной школе: евразийской, евроцентричной или даже националистической. Период Российской империи можно рассматривать как продолжение социокультурного симбиоза, начатого в Золотой Орде, а можно как колониальную практику. В СССР можно видеть общие великие достижения и Победу в Великой Отечественной войне, а можно только политические репрессии.
Естественно, каждая из трактовок может повлиять на интеграционные настроения элит и населения стран ЕАЭС. Если вы хотите изоляции и культивирования национальной обиды, исключительности, то будете принимать во внимание только трагические, противоречивые события нашей общей истории, если настроены на интеграцию и сотрудничество, то будете искать объединяющие начала, факты и события.
В своих размышлениях о современном евразийстве Вы говорите о консервативном мировосприятии, «стремлении сохраниться в текущем состоянии» у евразийских стран. К каким результатам, на Ваш взгляд, может привести это стремление?
В евразийстве я вижу не только консервативное начало, но и прогрессивное. Во-первых, это хорошая платформа для поиска новых форм конструктивных межнациональных отношений в сложное время разобщения, национализма и эгоизма.
Во-вторых, те или иные формы евразийской интеграции должны не просто сохранять нас и что-то консервировать, но и двигать вперёд, прежде всего – в экономике, технологиях. Только так и вместе мы можем быть конкурентоспособны в современном мире, сохранить своё наследие и идентичность. Мне нравится фраза: для того, чтобы сохраниться – вы должны радикально измениться.
Евразийство для меня – способ такого сохранения-изменения. То есть, каждый из нас, сторонников евразийской интеграции в дополнение к уже имеющемуся багажу традиций, навыков, знаний, должен получить от единомышленников, союзников и даже оппонентов нечто новое, позволяющее ему преобразиться, но остаться самим собой.

Почему именно Европейский Союз «должен пройти свои этапы глубокого переформатирования и преобразования, которые совместимы с тем, что происходит в Евразии», а не наоборот?
В Европе, даже современной, очень много высокомерия и предубеждения по отношению к нам. Еще недавно Россия пыталась сблизиться с коллективным Западом, не получилось. Хотя, казалось бы, добрая воля была с обеих сторон. Сейчас наступило другое время – меньше иллюзий, меньше романтизма. Европа, если хочет сохраниться, тоже должна измениться – то есть изменить своё отношение к России, ЕАЭС, настроиться на взаимовыгодное сотрудничество без менторского отношения и навязывания своих ценностей. Проблема в этом. С нашей стороны все двери открыты.

С целью чего, на Ваш взгляд, вновь и вновь осуществляются попытки переписать историю Великой Отечественной войны? Что это: недовольство западных стран политикой России, попытка оказать влияние на формирующиеся центры силы на евразийском пространстве или что-то другое?
Эти попытки связаны с необходимостью утвердить свои ценности и взгляды на историю на противопоставлении их нашим, имеющим преемственность с советскими. Европейцы, особенно восточные, пытаются таким образом самоутвердиться, провести параллели между историей и современностью. Если они представляют Советский Союз и Сталина чем-то дьявольским, равнозначным нацизму и Гитлеру, они хотят, чтобы и современная Россия, и все страны, где к этому иное отношение, воспринимались также. А на противопоставлении этой угрозе можно манипулировать собственным населением, получать политические дивиденды и зарабатывать на милитаризации.

Информационно-Аналитический Центр
 
Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
Сергей Глазьев: Пора переходить к реализации смешанной стратегии опережающего развития ЕАЭС

О том, кто получает наибольшую выгоду от евразийской интеграции, почему темпы её развития замедлились и что нужно сделать для создания общего финансового рынка ЕАЭС, еженедельнику «Звезда» рассказал член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии от Российской Федерации, академик РАН Сергей Глазьев.



«Интеграция — не вещь в себе и тем более не самоцель»
1 января 2020 года исполнилось пять лет с момента вступления в силу Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сергей Юрьевич, какие возможности открылись в процессе интеграции для стран-участниц: Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России?
— Наступивший год знаменует не только пятилетие вступления в силу Договора о ЕАЭС, определившего нормативно-правовые основы функционирования Союза на многие годы вперёд. Напомню, что в 2020-м исполняется 10 лет с момента создания Таможенного союза (в рамках ЕврАзЭС). 1 января 2010 года были введены в действие единые системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а с 1 июля 2010 года — Таможенный кодекс, позволивший отменить таможенное оформление товаров во взаимной торговле Беларуси, Казахстана и России. Оформилась единая таможенная территория трёх государств.
Именно с этой отправной точки, можно сказать, и начался процесс реальной экономической интеграции. Причём с пониманием того, что каждый следующий шаг на этом пути должен содействовать укреплению союзного взаимодействия, не возвращая стороны к уже пройденному этапу.
Доказав свою жизнеспособность, Таможенный союз дополнился фундаментальными элементами Единого экономического пространства (ЕЭП), а также расширился, преобразовавшись с присоединением Армении и Киргизии в Евразийский экономический союз.
Интеграция — не вещь в себе и тем более не самоцель, она стимулирует рост национальных экономик, раскрывая потенциал их взаимодействия.
Предоставляемые интеграцией возможности — это реализация конкурентных преимуществ на рынках государств-партнёров, объединение ресурсов для достижения совпадающих и близких национальных приоритетов, конвергенция промышленных потенциалов за счёт реализации значимых кооперационных проектов. Это и взаимная адаптация лучших практик в экономической политике, и усиление позиций в международных торгово-экономических отношениях и переговорах.

На первых этапах функционирования Таможенного союза и ЕЭП позитивные интеграционные эффекты проявились особенно рельефно. Так, стоимостные объёмы взаимной торговли в 2010-2014 гг. выросли более чем на 60%, а её товарная структура стала более диверсифицированной по сравнению с внешней торговлей.
Но на сегодняшний момент первичный эффект региональной интеграции исчерпан. Нынешнее состояние и темпы развития ЕАЭС не внушают оптимизма и не соответствуют установкам руководителей государств-участников, равно как и ожиданиям общественности.
— Видимо, об этом же свидетельствует и снижение темпов роста взаимной торговли до 10% в 2018 году по сравнению с 27,4% в 2017-м и до 4,9% в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Чем вызвано замедление темпов развития ЕАЭС?
— Прежде всего оно обусловлено стагнацией российской экономики, на долю которой приходится 87% валового внутреннего продукта (ВВП) ЕАЭС. Главная же причина — низкие и неустойчивые темпы роста инвестиций в основной капитал как следствие ограничительной денежно-кредитной политики Центрального банка.
Как только Банк России поднял в 2014 году ключевую ставку втрое выше рентабельности обрабатывающей промышленности, многие предприятия вынуждены были свернуть свои инвестиционные программы. В несколько раз выросло число обанкротившихся предприятий, не выдержавших ухудшения условий предоставления кредитов. Объём инвестиций упал в 2015 году в два раза (с 32 до 16 млрд долларов) и до сих пор остаётся ниже докризисного уровня.
Сжатие производственной сферы неизбежно сказалось на темпах роста взаимной торговли стран-членов ЕАЭС, которая до сих пор не превышает 15% всего внешнеторгового оборота.
Если мы ставим задачу конструирования полноценного общего товарного рынка, то такое положение дел нас не может устраивать.

— Около 80% спроса на товары и услуги стран — членов регионального объединения приходится на Россию. Означает ли это, что наибольшие выгоды от интеграции получает наша страна?
— Это не так. Несмотря на доминирование в ЕАЭС российской экономики, наибольшие выгоды от относительно безбарьерного интеграционного взаимодействия получает Беларусь, доля которой в совокупном взаимном экспорте в ЕАЭС составляет порядка 25%. На эту страну приходится 60% поставок на общий рынок продовольственных и сельскохозяйственных товаров и только 35% — на Россию.
При этом определяющую роль во взаимной торговле Беларуси с государствами-членами ЕАЭС играют торговые отношения с Россией (94,5% экспорта Беларуси и 99,6% импорта).
Кроме того, Беларусь является лидером по привлечённым из государств-членов ЕАЭС прямым иностранным инвестициям — 3,1 млрд долларов за 2013-2018 гг.
Полагаю, если бы к настоящему времени были решены все проблемы по условиям поставок энергетических ресурсов, то взаимный товарооборот Беларуси с государствами ЕАЭС был бы ещё более интенсивным, а товарная структура взаимных поставок — более диверсифицированной.

«Сотрудничество с третьими странами определяется взаимными интересами»
— 29 мая 2015 года ЕАЭС подписал Соглашение о Зоне свободной торговли (ЗТС) с Вьетнамом, 1 октября 2019 года — с Сингапуром. Что даёт участникам объединения сотрудничество с третьими странами?
— Если коротко, оно расширяет возможности наращивания взаимовыгодного товарооборота, инвестиций, секторального сотрудничества.
К примеру, уже в первый полный год действия Соглашения о ЗТС с Вьетнамом прирост товарооборота составил 36% (5,9 млрд долларов). При этом экспорт государств-членов ЕАЭС во Вьетнам увеличился на 40% (с 1,6 до 2,3 млрд долларов), а импорт товаров из Вьетнама — на 35% (с 2,7 до 3,7 млрд долларов). В 2018 году товарооборот вырос на 12,8%.
В рамках подписанного в 2018 году Протокола об обмене информацией между таможенными органами государств ЕАЭС и Вьетнама проводится эксперимент по обмену данными из таможенных деклараций. Полномасштабный обмен на регулярной основе упростит к 2021 году таможенные операции и предотвратит нарушения законодательства в этой сфере.
Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Сингапуром, а также Рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве уже сейчас гарантируют беспошлинный доступ товаров на рынок одного из «азиатских тигров». В будущем мы ожидаем от такого сотрудничества увеличения поставок услуг и роста инвестиций.
Каждое из заключаемых ЕАЭС соглашений с третьими странами охватывает те конкретные сферы сотрудничества, которые представляют взаимный интерес. Отличия есть и в пакетах взаимных обязательств.
— А в чём особенность взаимодействия с Ираном и Китаем?
— К примеру, Временное соглашение с Ираном (вступило в силу 27 октября 2019 года) позволит снизить или устранить ввозные таможенные пошлины по ряду товаров «раннего урожая». А также обеспечить привилегированные условия для экспорта в эту страну продукции ряда ключевых отраслей государств ЕАЭС благодаря правовым гарантиям со стороны Ирана. В будущем не исключается создание с этой страной Зоны свободной торговли.
Что касается Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР (вступило в силу 25 октября 2019 года), в нём не предусматривается снижения пошлин во взаимной торговле. Оно направлено на повышение уровня прозрачности систем регулирования, упрощение торговых процедур, а также на развитие кооперационных связей.
Так, ЕАЭС и Китай договорились об ускоренной таможенной очистке скоропортящихся товаров. Существенное внимание уделено вопросам охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, обеспечения недискриминационных условий взаимной торговли и конкуренции на рынках. В сфере электронной торговли будет повышен уровень защиты прав и интересов потребителей и их персональных данных, а также создана база для развития безбумажной торговли.

«Финансовый рынок ЕАЭС должен быть застрахован от дестабилизирующих шоков»
— Как Вы считаете, насколько сильно ЕАЭС зависит от мировой финансовой системы и возможно ли снизить эту зависимость? Например, Евгений Примаков считал, что альтернативному экономическому союзу необходим свой МВФ. Вы разделяете эту точку зрения?
— Евгений Максимович в этом отношении был абсолютно прав. Будучи главой правительства России, он активно содействовал тому, чтобы воспроизводственные контуры российской экономики были избавлены от внешней зависимости. Она и сейчас наблюдается в денежно-кредитной политике стран-членов ЕАЭС, которая проводится в соответствии с рекомендациями МВФ и Всемирного банка. Да и в других составляющих экономической политики, которую сложно назвать суверенной.

— К 2025 году планируется создать единый финансовый рынок ЕАЭС. Реален ли полный переход на взаиморасчёты в национальных валютах и создание общей, наднациональной, валюты в обозримом будущем?
— Прежде чем приступить к формированию полноценного общего финансового рынка ЕАЭС, необходимо застраховать его от дестабилизирующих факторов. Ярким примером шокового воздействия на экономику ЕАЭС стало решение Банка России о введении свободного плавания курса рубля, повлекшее двукратную девальвацию рубля в 2014 году.
Для перехода на взаиморасчёты в национальных валютах в договорно-правовую базу ЕАЭС нужно включить нормы, предусматривающие механизмы стабилизации обменных курсов национальных валют государств-членов.
Хороший пример того, как это можно сделать, — «валютная змея». Это соглашение о поддержании обменных курсов национальных валют в определённых пределах, которое действовало в странах Европейского экономического союза в 1979-1992 гг. Оно предусматривало взаимные обязательства по обеспечению установленных пределов колебаний курсов национальных валют относительно друг друга и механизмы взаимной помощи в случае угроз дестабилизации какой-либо из них.
Уже сейчас можно было бы поручить Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) разработку и внедрение механизма стабилизации валютных курсов на основе утверждения границ взаимных колебаний национальных валют, а также системы мер по переходу на расчёты в национальных валютах во взаимной торговле. ЕЭК вполне могла бы заняться и подготовкой предложений по введению единой наднациональной расчётной единицы.
Все необходимые условия для принятия подобного соглашения в рамках ЕАЭС есть: значительные валютные резервы и положительный торговый баланс, которые позволяют обеспечить долгосрочную стабилизацию обменного курса рубля, объективно являющегося «якорной» валютой ЕАЭС, общий рынок, моментально реагирующий на валютные интервенции центральных банков.

«Пора, наконец, перейти к реализации смешанной стратегии опережающего развития ЕАЭС»
— Насколько мне известно, сейчас завершается работа над документом, определяющим стратегические направления развития евразийской экономической интеграции. Можете ли Вы обрисовать его контуры и основные задачи?
— Стратегические направления развития евразийской интеграции до 2025 года нацелены на реализацию Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, подписанной главами государств 6 декабря 2018 года. Эти процессы соответствуют национальным интересам и целям устойчивого, инклюзивного экономического развития каждого участника.
Документ предусматривает создание условий для опережающего развития экономики объединения, подъёма инвестиционной и инновационной активности, повышения конкурентоспособности и научно-производственного потенциала ЕАЭС, увеличения его веса в мировой торгово-экономической системе.

Не менее важно раскрыть потенциал интеграции для людей — повышать благосостояние и качество жизни граждан за счёт не только возможности свободно работать и путешествовать на территории ЕАЭС, но и доступа к современным стандартам здравоохранения и образования.
Ключевой для нас вызов — способность ответить на вопрос об эффективности ЕАЭС, предложив возможные решения, в том числе институциональные.
Эффективность функционирования общего рынка ЕАЭС во многом определяется качеством работы регулирующих органов. Единое экономическое пространство подразумевает единство управляющей системы. Она в настоящее время складывается из наднациональной и национальных составляющих.

На наднациональном уровне формируются нормы регулирования, а национальные регуляторы осуществляют их исполнение. При этом у наднационального органа — Евразийской экономической комиссии — нет полномочий контролировать деятельность национальных регуляторов. И, наоборот, национальные регуляторы по установленным процедурам не могут напрямую воздействовать на ЕЭК, оказывая влияние посредством своих правительств. Это порождает определённые трения в системе управления ЕАЭС, обусловленные сложностями согласования и исполнения решений. Подобные трения, очевидно, подлежат искоренению.
Пора, наконец, перейти к реализации неоднократно обсуждённой и поддержанной научно-экспертным сообществом смешанной стратегии опережающего развития ЕАЭС. Для этого необходимо наделить ЕЭК функциями стратегического планирования, включая прогнозирование экономического развития, разработку и реализацию наднациональных (многосторонних) программ и проектов.
ЕЭК должна превратиться в подлинно наднациональный орган с чётко очерченным кругом полномочий и ответственностью за их эффективную реализацию.

Алиса Стримова, «Звезда»
 
Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
ЕАЭС ждут перемены?

Товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 5,7%. Однако все еще существуют барьеры, которые сдерживают торговлю между странами Евразийского союза. Эту проблему казахстанская сторона предлагает решить за счет разработки отдельного документа. О проекте Стратегического направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал ведущий аналитик центра интеграционных исследований ЕАБР Арман Ахунбаев.



— О работе над проектом Стратегического направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года в рамках ЕАЭС говорилось еще в 2019 году. На каком этапе находится разработка этого документа? Какие инициативы предлагал включить Казахстан?
— Проект Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года подготовлен в соответствии с Декларацией о дальнейшем развитии интеграционных процессов в ЕАЭС, которую Высший Евразийский экономический совет утвердил в 2018 году. В течение прошлого года проект стратегии прошел несколько этапов согласования. При этом были учтены предложения всех государств-членов ЕАЭС. После финальной стадии согласования Проект должен быть представлен в окончательном виде на Евразийском межправительственном совете 10 апреля. Он должен быть утвержден президентами стран ЕАЭС на Высшем Евразийском экономическом совете 19 мая.
Документ направлен на реализацию целей и задач Союза и представляет ориентиры интеграционной политики. Он содержит основные меры и механизмы, которые должны позволить завершить формирование нормативно-правовых основ сотрудничества государств-членов ЕАЭС. По своему содержанию документ выходит за рамки действующего Договора о ЕАЭС. Среди новых направлений – развитие зеленых технологий, возобновляемых источников энергии, экономические аспекты в сфере здравоохранения, туризма, образования и науки.
Предложения Казахстана по развитию ЕАЭС до 2025 года касались развития внутреннего рынка и устранения препятствий в союзном товарообороте (их число постепенно росло и пока составляет 68 позиций). Также были предложения по созданию совместных производств и брендов Союза (например, в авиационной промышленности), взаимного признания банковских гарантий в ЕАЭС. Казахстан, как и ранее, выступает за развитие партнерства Союза с ЕС, ШОС и АСЕАН.

— Как вы считаете, какие инициативы стоит внедрить в рамках этой стратегии?
— Союзу необходимо ускорение экспортоориентированной научно-технической и промышленной кооперации для создания новых производственных цепочек и инновационных секторов промышленности, совместного освоения странами-членами новых видов несырьевой продукции. Этому способствует также цифровая трансформация экономик стран ЕАЭС, создание союзных платформенных решений, в том числе Евразийской информационной системы промышленности, развитие объектов межгосударственной инновационной инфраструктуры.
Необходимо вовлечение и активное участие МСБ в интеграционные процессы, в создании цепочек добавленной стоимости стран ЕАЭС.
Актуальной задачей для союза остается идентификация и устранение внутристрановых барьеров для ведения деятельности промышленных предприятий на общем рынке ЕАЭС и на рынках третьих стран. Выявление и устранение таких ограничений позволит в полной мере реализовать потенциал научно-технического и промышленного сотрудничества стран ЕАЭС, улучшить их инвестиционный климат. Также это позволит расширить возможности для технологического развития промышленных предприятий и создания совместных евразийских компаний и брендов.
Не менее важной задачей является сопряжение экономической интеграции и гуманитарного сотрудничества, прежде всего в таких сферах, как образование, наука, культура, спорт и туризм. Эти сферы межгосударственного взаимодействия более понятны широким слоям населения. Поэтому именно через них можно проводить интеграционные процессы, которые станут более узнаваемыми и привлекательными для граждан.

— 29 мая 2020 года исполняется шесть лет с момента подписания Договора о Евразийском экономическом союзе. Как вы оцениваете эффект от его создания?
— За эти годы ЕАЭС сумел прочно закрепиться среди международных организаций и союзов и превратился в заметного игрока на международной экономической арене. На сегодня это многомиллионный рынок с едиными правилами игры, открытый для мира.
Евразийский союз доказал свою эффективность в стимулировании взаимной и внешней торговли стран ЕАЭС, их промышленной кооперации и сотрудничества в финансовой сфере по единым правилам. Также экономический союз пяти стран сыграл важную роль в легализации потоков трудовой миграции. Отмечу достижения, доступные для всех граждан ЕАЭС: упрощение миграционного учета, равный доступ к медицинскому страхованию и преференции по налогообложению. С 2015 года действует автоматическое взаимное признание дипломов. В 2019 году подписано пенсионное соглашение, согласно которому граждане, работающие в любой стране ЕАЭС, смогут получать пенсию вне зависимости от того, где они живут и работают. В результате всех этих изменений миграционные потоки внутри союзного объединения выросли на 20%.
Интеграция выступает инструментом для дополнительного роста торговли и промышленного производства. При этом выпуск товаров может быть ориентирован не только на рынки ЕАЭС, но и на рынки других стран.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) провела колоссальную работу по снятию торговых ограничений и нетарифных барьеров для облегчения взаимного доступа на рынки товаров и услуг для предприятий ЕАЭС. ЕЭК также внедрил различные практические инструменты, стимулирующие промышленную кооперацию между странами. Для облегчения сотрудничества с третьими странами ЕАЭС заключил соглашения о Зонах свободной торговли с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией. Также были заключены временные соглашения с Ираном и Китаем. Не исключено, что в ближайшие годы ЕАЭС пополнится новыми участниками.
Для Казахстана, который находится в центре Евразии и не имеет выхода к морю, участие в ЕАЭС открывает доступ к мировым рынкам.

— Товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 5,7%. Как пандемия коронавируса и падение цен на нефть повлияют на эти показатели в 2020 году?
— Пока статистика по взаимной торговле этих стран ограничивается январем. Товарооборот между странами союза в январе 2020 года по сравнению с тем же месяцем 2019 года снизился на 3,8%. А основные события, связанные с борьбой с COVID-19 в регионе ЕАЭС, приходятся на февраль-март 2020 года. Поэтому дать точную оценку о влиянии пандемии на товарооборот и экономику членов ЕАЭС пока нельзя.
Негативное влияние пандемии на регион усиливается отрицательными последствиями резкого снижения цен на нефть и металлы, «турбулентности» на финансовых рынках. Также замедляется экономическая активность ключевых глобальных торговых и финансовых партнеров стран ЕАЭС (Китай, ЕС и США).
Пандемия коронавируса негативно влияет на макроэкономические показатели ЕАЭС. Этот тренд затрагивает и ключевых мировых игроков, и глобальную экономику. С учетом происходящего в данный момент и ранее наблюдаемых эпидемий в мире (в том числе эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году), крупные потери ожидаются у логистических компаний, туристической отрасли. Также потери понесут предприятия металлургии, машиностроения (в том числе производящих электрооборудование и автомобили), энергетического сектора и другие.
Глобальные негативные последствия уже отмечаются. Они, скорее всего, будут влиять на ухудшение экономических настроений в течение, как минимум, первого полугодия 2020 года.

— По словам главы кыргызского правительства Мухаммедкалый Абылгазиева, Казахстан, Кыргызстан и Россия обсуждают перевод бизнес-расчетов на национальные валюты. Это связано с резким ростом курса доллара. Как вы оцениваете эту инициативу?
— Текущий кризис вновь показал уязвимость экономик государств-членов ЕАЭС для внешних воздействий. Одним из основных факторов такой уязвимости является высокий уровень долларизации в евразийском регионе. Это сдерживает не только развитие банковских систем и экономик самих стран, но и взаимную торговлю внутри союза.
Поэтому развитие расчетов в нацвалютах внутри ЕАЭС относится к приоритетам повестки союза. Усилия по стимулированию взаиморасчетов в нацвалютах предпринимались и ранее. Они были составной частью развития интеграции в рамках общего финансового рынка Союза. Благодаря этим усилиям порядка 74% (2018 г.) платежей внутри ЕАЭС уже осуществляются в национальных валютах.
Евразийский банк развития (ЕАБР) принимает активное участие в этом процессе с 2018 года. Банк реализует собственную расчетно-клиринговую систему. Она позволяет корпоративным клиентам осуществлять трансграничные платежи в национальных валютах. С 2019 года ЕАБР выступает «хабом» для банков государств-членов ЕАЭС.

Анна Видянова, Капитал
 
Регистрация
15.11.2018
Сообщения
6 783
Репутация
1 237
Баллы
0
Лайки
4710
Пол
мужской
Европейцам нельзя мириться в тем, что внутри ЕС существует «диктаторское правительство», заявил глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн.
В интервью немецкой газете Die Welt он заявил, что страной с таким правительством, по его мнению, является Венгрия, которую следует отправить на «политический карантин».

Претензии в адрес Венгрии связаны с якобы происходящими в стране «злоупотреблениями» из-за режима ЧП, введенного на фоне пандемии коронавируса. 30 марта парламент республики одобрил законопроект, наделяющий правительство премьер-министра Виктора Орбана расширенными полномочиями на время режима чрезвычайного положения.

Согласно новому закону, Орбан «будет фактически единолично управлять страной с помощью указов и декретов, а правительство сможет продлевать режим ЧП на неопределенный срок без голосования в парламенте», пишет Deutsche Welle.

Кроме того, закон разрешает кабинету министров приостанавливать исполнение определенных законов и применять «иные исключительные меры» в целях борьбы с COVID-19.

Как считает глава МИД Люксембурга, в подобной ситуации «венгерское правительство нельзя больше допускать к столу, за которым собираются представители европейских институтов». Он потребовал, чтобы представителей Венгрии исключили из советов министров стран – членов Евросоюза.

В свою очередь евродепутат от партии Христианско-демократический союз (ХДС) Деннис Радтке потребовал исключения возглавляемой Орбаном партии «ФИДЕС – Венгерский гражданский союз» из состава крупнейшей консервативной фракции в Европарламенте – Европейской народной партии (EVP). По словам Радтке, в отношении приверженности праву и демократии «нельзя делать скидки друзьям по партии».

С критикой в адрес венгерских властей выступил и председатель Европарламента Давид Сассоли. «Никому не позволено использовать пандемию для того, чтобы попирать наши свободы», – заявил итальянский политик, добавив, что «основные ценности Евросоюза» следует оберегать, а потому «парламенты должны оставаться открытыми, а пресса – свободной».

Как отмечает DW, глава ЕК Урсула фон дер Ляйен «постаралась избежать прямой конфронтации с Венгрией в вопросе о правомерности особых полномочий». Накануне в своем заявлении она, не упоминая Венгрии, указала на важность соразмерности чрезвычайных мер, принимаемых странами – членами ЕС в связи с пандемией.

В Венгрии, по данным coronavirus-monitor.ru, выявлено 525 случаев заражения коронавирусом нового типа, 20 человек умерли, 40 пациентов были вылечены.
Люксембург объявил о появлении в ЕС «диктаторского режима»

Венгрию необходимо строго перестать рукопожимать.

Впрочем, врачи сейчас вообще советуют перестать рукопожиматься - но не до всех в Европе доходит, что все происходящее очень серьезно. Итальянцы вон учатся на своих ошибках (а некоторые и не учатся - ебанутым нет покоя), венгры предпочли на чужих... посмотрим, что будет в стране бесплатного трамвая. Пока что там 2178 зараженных, 80 выздоровевших, 23 умерших. При населении 614 тысяч человек, сцуко. Венгерские показатели - см. выше, на 9,8 млн.чел.

Диктатура, говорите? В этом что-то есть... "Это эволюция, детка!"(с) - в гости к глобальному либерализЬму пришел Естественный Отбор.
 
Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
ЕАЭС: как преодолеть «эффект плато» и его причины

Прошло полных 5 лет с момента образования ЕАЭС и автоматического присоединения к беспошлинной торговле двух новых участников — Армении и Кыргызстана. Первые три страны — Беларусь, Казахстан и Россия — с 2010 года, с образованием Таможенного союза, торгуют в режиме «открытых границ».



Среди огромного количества регуляторных мер, вводившихся вместе с ЕАЭС, именно отмена таможенных пошлин и создание единых внешних пошлин (Единый таможенный тариф ЕАЭС) значительно влияют на торговлю.
По этой же причине в фокусе аналитиков и публичного пространстве находится именно торговля между странами.
Важно отметить, что любой экономический союз (как ЕАЭС) классифицируется как финальная стадия суверенной интеграции между государствами, дальше которой начинается единое государство. Путь от начальной точки ЕврАзЭС до конечной стадии был пройден форсированными темпами. В этой стремительной хронологии очень тяжело подводить какие-либо основательные итоги.
Несмотря на это, интересно подвести пятилетний итог торговле Казахстана с Беларусью, Россией, Кыргызстаном и Арменией: до и после вступления в ЕАЭС.

Что происходило с ЕАЭС как с экономическим блоком?
Торговля между странами ЕАЭС росла такими же темпами, как и торговля с третьими странами: и в том и в другом случае рост составил 33% (с 2015 по 2019). Кроме того, львиная доля импортируемых странами ЕАЭС товаров все еще завозится из третьих страны (82%), и лишь малая часть приходится на взаимную торговлю (18%). Подобное соотношение сохраняется с 2014 и даже 2010 годов. Надо отметить, что этот тренд продолжается с 2000 года. Если взглянуть на исторические данные, то доля взаимной торговли падает с каждым годом (например, в 2000 году это было 24 и 76%).
Другими словами, последние 20 лет ныне союзные Беларусь, Казахстан, Россия, Кыргызстан и Армения торгуют между собой все меньше и меньше по сравнению с другими странами. Можно сказать, что ни Таможенный союз, ни ЕАЭС пока что не переломили эту тенденцию. Причиной же этого могут быть неестественный характер интеграции, не учитывающий реальные экономические процессы в странах-участницах. Это будет особенно заметно в последующих данных.

Что происходило с торговлей Казахстана в условиях ЕАЭС?
Казахстан после вступления в ЕАЭС стал больше импортировать и меньше экспортировать при торговле со странами ЕАЭС. Так, импорт из стран ЕАЭС вырос с 11 до 15 млрд долларов (на 34%). В то же время рост экспорта был слабее: с 4,6 до 5,7 млрд долларов, т. е. на 24%.
Напротив, не парадоксально, но все же удивительно, что при торговле с другими странами мира торговый баланс имел более положительный окрас: экспорт вырос больше, чем импорт (26 против 21%). В денежном выражении экспорт вырос с 32 до 51 млрд долларов, тогда как импорт вырос меньше — с 19 до 24 млрд долларов. Другими словами, с точки зрения торгового баланса, торговля с другими странами мира была более благополучной для экономики Казахстана. Даже если не учитывать экспорт сырой нефти — главной экспортной позиции Казахстана — ненефтяной экспорт в зарубежье вырос на 22%, тогда как импорт возрос на 21%. Эти выводы, надо признать, основаны на крайне незначительных изменениях, однако других способов более или менее объективной оценки пока что не имеется.
Для большей лаконичности и наглядности в описании торговли между Казахстаном и его партнерами по ЕАЭС можно использовать показатель среднегодового темпа прироста за 5 лет интеграции. То есть насколько быстро и значительно росла (или падала) торговля. Так, экспорт в Россию, состоящий главным образом из сырья, увеличивался в среднем на 7%, тогда как импорт, состоящий из машин, оборудования и товаров народного потребления, вырос на 9%. Аналогичная ситуация и при торговле с Кыргызстаном: экспорт рос в среднем на 7%, тогда как импорт увеличился на 9%. Торговля с Арменией, напротив, традиционно имела мизерные показатели: товарооборот между странами в 2006 году составлял 18 млн долларов. Казахстан поставлял зерно и металлы, тогда как из Армении главным образом импортировались ликер, фруктовые соки и ювелирные изделия. Экспорт в Беларусь имеет положительную динамику, в первую очередь за счет экспорта нефти и металлов.

Причины и надежды
Как можно заметить, при торговле со странами ЕАЭС Казахстану сложно отойти от укоренившихся тенденций, обусловленных особенностями экономики, — импорт растет быстрее экспорта, тогда как экспорт продолжает состоять из товаров с низкой добавленной стоимостью.
Надо признать, что открытый рынок, созданный в рамках Таможенного союза ЕАЭС, по определению обладает значительным потенциалом для извлечения выгод: в случае Казахстана это улучшение торгового баланса, что помогло бы выправить структуру экономики. Но на деле получение этих самых выгод ограничено рядом сдерживающих факторов. Это могут быть и неразвитость институтов, и недостаточно конкурентные рынки. Все эти ограничения, к сожалению, в той или иной степени характерны для всех участников евразийской интеграции. Нетрудно понять, что они автоматически проецируются и на интеграционные процессы.
К тому же отмена таможенных пошлин снизила конкурентоспособность ряда отраслей и предприятий Казахстана. С другой стороны, единые внешние тарифы евразийского союза (ЕТТ), по сути, отгородили рынок Казахстана от внешнего импорта и сделали более доступным для продукции России и Беларуси, которая не пользуется большим спросом за пределами СНГ.
В целом же страны были свидетелями небывалого роста взаимных нетарифных барьеров (всевозможные санитарные нормы, нормы провоза и т. д.). И главной причиной роста нетарифных барьеров является банальная неготовность стран к открытой конкуренции и полноценным свободным торговым отношениям.
Исправления указанных выше ограничений — условие для успешности интеграции: создание институтов, которые обеспечили бы экономический рост в каждой отдельно взятой стране; повышение качества государственного управление и планирования экономики; тотальное снижение влияния геополитических устремлений в экономических отношениях партнеров.

Айдос Тайбекулы, Капитал
 
Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
Время принятия решений: достаточно ли Ташкенту статуса наблюдателя в ЕАЭС

Узбекистан не удовлетворит статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, как и сам союз, считает руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.



На днях социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») Узбекистана на заседании фракции в Законодательной палате одобрила участие страны в ЕАЭС в качестве наблюдателя. Вопрос об участии республики в союзе также будет рассмотрен во фракциях еще четырех зарегистрированных в стране партий, затем рабочая группа в парламенте вынесет вопрос на голосование.
В январе этого года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил, что вопрос участия республики в ЕАЭС должен быть всесторонне изучен в парламенте. В марте Кабинет министров республики сообщил, что правительство страны намерено внести на рассмотрение обеих палат Олий Мажлиса (парламента – Прим. ред.) предложение об участии страны в союзе в качестве наблюдателя.
«Статус наблюдателя, конечно, это движение вперед. Но вряд ли такое положение удовлетворяет ЕАЭС да и сам Узбекистан. У нас есть пример наблюдателя – Молдова. Фактически, это просто вывеска, которая за собой не имеет ничего общего, кроме участия президента Молдовы на заседаниях Высшего совета ЕЭК», — сказал Sputnik Притчин.
Эксперт считает, что Ташкент заинтересован стать полноправным участником организации даже больше, чем ЕАЭС.
«Для обеспечения экономического развития Узбекистану нужен доступ на рынки соседей, в первую очередь ключевых торговых партнеров, России и Казахстана. Они являются членами ЕАЭС, где Ташкент не может влиять на формирование таможенной политики, на какие-то внутренние регламенты», — пояснил собеседник агентства.
По мнению Притчина, статус наблюдателя не конечный, а промежуточный этап в отношениях Узбекистана и ЕАЭС, который необходим для взаимного изучения выгод и рисков.

Решение о вступлении в ЕАЭС — за президентом страны
В начале недели Кенгаш Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана (Совет Законодательной палаты парламента — Прим. ред.) создал рабочую группу по вопросу участия страны в Евразийском экономическом союзе. В нее вошли лидеры фракций всех пяти партий в палате и председатели комитетов.
«На данном этапе речь идет об изучении ситуации. Исходя из выводов и заключений рабочей группы, взвесив все «за» и «против», будет решено — присоединится Узбекистан как полноправный член или как наблюдатель», — заявил Sputnik руководитель рабочей группы, первый заместитель спикера нижней палаты Акмаль Саидов.
Парламентарий уточнил, что Законодательная палата Олий Мажлиса из-за карантина сейчас проводит заседания в формате видеоконференций в онлайн-режиме.
«Создание рабочей группы в парламенте, с одной стороны, можно трактовать как переход к более практическому присоединению Узбекистана к ЕАЭС. Но вес и влияние парламента в республике достаточно ограничены. В любом случае ключевые решения принимаются президентом», — считает Притчин.
При Администрации главы государства работают Центр стратегических исследований и Центр экономических исследований, которые непосредственно занимаются оценкой вопросов экономической целесообразности присоединения к Евразийскому экономическому союзу, обращает внимание эксперт. Кроме того, в политической системе страны есть и другие сильные институты, которые имеют свои аналитические структуры, среди них — Совет безопасности и Министерство иностранных дел.

Узбекистан изучает возможности внутри ЕАЭС
По неофициальным данным, в последнее время представители Узбекистана нередко стали присутствовать на встречах в рамках работы Евразийской экономической комиссии. Однако состав и уровень участников от узбекской стороны не разглашается.
По информации пресс-службы ЕЭК, 17 марта представитель Узбекистана принимал участие в заседании Совета главных санитарных врачей стран ЕАЭС. Директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии Игорь Гаевский сообщил Sputnik, что с февраля рабочие встречи санитарных врачей пяти стран проходят регулярно, и к ним присоединяется Узбекистан.
«То, что представители Узбекистана присутствуют на подобных встречах, – это позитивный сигнал. Потому что в целом в Ташкенте достаточно низкий уровень понимания того, каким образом работает ЕАЭС институционально и какие возможности есть у республики внутри союза для продвижения своих интересов. Есть опасения, что Узбекистан потеряет свой суверенитет, хотя в реальности у каждого государства есть собственная квота в руководстве, как на политическом, так и техническом уровнях», — подчеркнул Притчин.
По мнению эксперта, те шаги, которые Узбекистан предпринимает в последнее время в сторону ЕАЭС – начало глобального переговорного процесса.
Евразийский экономический союз — международное интеграционное экономическое объединение, функционирующее с 1 января 2015 года. Участники союза — Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан.
Впервые о возможном вступлении Узбекистана в ЕАЭС было заявлено осенью 2019 года. Тогда председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко на встрече со спикером Законодательной палаты парламента Узбекистана Нурдинжоном Исмоиловым сообщила, что президент республики Шавкат Мирзиёев прорабатывает вопрос о присоединении страны к союзу.

Мария Науменко, Sputnik
 
Регистрация
27.02.2017
Сообщения
17 799
Репутация
10
Баллы
0
Адрес
Харьков
Лайки
1187
Пол
мужской
ЕАЭС: таможня дает Белоруссии зелёный свет

Президент РФ В. Путин 1 апреля подписал закон, ратифицирующий протокол о распределении ввозных таможенных пошлин между странами Евразийского экономического союза. Новые пропорции, установленные этим протоколом, позволят Белоруссии получать до 20 млн долл. в год дополнительных доходов.



Новые нормативы распределения ввозных таможенных пошлин между союзными государствами обсуждалось давно, и главным инициатором их введения была именно Белоруссия, которая прежние пропорции считала для себя невыгодными. В соответствии с договором о ЕАЭС пошлины в национальной валюте зачисляются на единый счет уполномоченного органа страны, в которой они подлежат уплате. В дальнейшем они распределяются между государствами ЕАЭС согласно утвержденным союзными органами пропорциям. Определяются эти пропорции по стоимостным размерам экономики каждой из стран Союза. Между тем определение веса национальных экономик представляет собой непростую задачу ввиду разницы валютных курсов, различных методик учета экспортно-импортных операций и т. п.
Со временем пропорции распределения ввозных таможенных пошлин между странами ЕАЭС изменялись, что было вызвано принятием в Союз новых государств и изменением его территории и таможенных границ. С 1 января 2015 г., когда начал функционировать Евразийский экономический союз, доля России составляла 87,97%, Казахстана – 7,33%, а Белоруссии – 4,70%. С 1 февраля 2015 г. участником Союза юридически стала Армения, после чего доля России составила 86,97% объема ввозных пошлин, Казахстана – 7,25%, Белоруссии – 4,65%, а самой Армении – 1,13%. Последней в состав ЕАЭС вошла Киргизия, что вызвало очередной пересмотр нормативов. После него доля Москвы составила 85,265%, Астаны (ныне Нур-Султан) – 7,055%, Минска – 4,560%, Еревана – 1,220%, а Бишкека – 1,900%. Именно эти нормативы распределения пошлин и вызывали недовольство со стороны Белоруссии.
Вопрос о пересмотре пропорций распределения пошлин поднимался Минском неоднократно. 29 ноября 2018 г. в интервью телеканалу «Россия» А. Лукашенко отметил, что в плане распределения пошлин республика больше всех оказалась обиженной, признав при этом, что деньги теряет и Россия. Потери Белоруссии в соответствии с действовавшими на тот момент нормативами он оценил в 150-200 млн долл. в год, что для небольшой по размеру белорусской экономики являлось значительной суммой. Для того чтобы система распределения таможенных платежей была более справедливой, глава РБ предложил пересматривать ее каждые три года. Впрочем, тот факт, что в конце концов Минск согласился на гораздо меньший объем «компенсации», говорит о возможном завышении им оценки ущерба.
Согласовать новые нормативы распределения пошлин не удалось в ходе саммита глав государств ЕАЭС в Петербурге, состоявшегося 6 декабря 2018 г. С предложением тогдашнего председателя коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, который предложил утвердить действующую систему распределения пошлин раз и навсегда, Минск не согласился, настаивая на ее пересмотре раз в три года. Со своей стороны, белорусская сторона предложила пересчитать нормативы на основе статистики 2016-2018 гг. и ввести их с 2020 г., поскольку период их действия заканчивался в 2019 г.
7 декабря 2018 г. вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко сообщил, что экспертами разработаны пять различных методик расчета ввозных пошлин, и по любой из них белорусская сторона должна дополнительно получить порядка 1% их общей суммы. По его словам, в период принятия в состав ЕАЭС Армении и Киргизии страны-основатели Союза пошли на перераспределение тарифов в их пользу и теперь пора их пересмотреть.

Главная проблема заключалась в том, за счет каких стран будут перераспределены пошлины. Именно она и стала главным предметом дискуссий между государствами ЕАЭС, которые продолжились вплоть до конца 2019 г. Так, в конце января 2019 г. на встрече с председателем Государственного таможенного комитета РБ Ю. Сенько А. Лукашенко вновь поставил вопрос о необходимости перераспределения доходов от ввозных пошлин. «Чувствительно ли то, что мы поделились с Арменией и Кыргызстаном при их вступлении в ЕАЭС своими ввозными таможенными пошлинами? – вопросил глава Белоруссии, публично намекая тем самым на необходимость их пересмотра. – В этом году этот срок заканчивается. Какой объем мы теряли и какой объем мы можем получить, когда закончится период поддержки этих государств? Сможем ли мы в дальнейшем оказывать такую поддержку партнерам?»
Система распределения ввозных пошлин, предложенная Белоруссией, предполагала их «техническую корректировку» за счет увеличения ее доли на 1% либо же введение новой методики. Последняя предусматривала расчет доли как среднего из объемов импорта из стран вне СНГ, объемов внутреннего потребления импорта и объемов уплаченных на территории государств сумм ввозных пошлин. По мнению аналитиков, такая система для Белоруссии более выгодна ввиду роста ее транзитной роли в рамках ЕАЭС и, в частности, участия в китайском проекте «Один пояс – один путь». Именно поэтому Минск предлагал перераспределить пошлины на базе не только объема импорта, но и его потребления, а также сборам таможенных пошлин на границе. Между тем Киргизии и Армении, не имеющих аналогичных транзитных преимуществ, такая система расчета пошлин особых выгод не несет.
По итогам 2018 г. объем ввозных таможенных пошлин, собранных и перераспределенных между странами ЕАЭС, вырос на 5,7% и достиг 12,3 млрд долл. При этом для «малых» стран Союза их роль в формировании доходов бюджета была гораздо значительнее, чем для стран с более крупными экономиками. Если в России и Казахстане на долю пошлин приходилось всего 3,4% общих поступлений в бюджет, то в Белоруссии – 4,5%, в Армении – 5,4%, а в Киргизии – 11,8%. По словам заместителя председателя аудиторской палаты Армении Ары Нраняна, поступление и распределение пошлин является неравномерным: Россия и Белоруссия платят пошлин больше, чем получают обратно в бюджет после распределения дохода, тогда как Армения, Казахстан и Киргизия, напротив, выплачивают меньше, чем получают. То есть для «азиатских» стран ЕАЭС членство в нем было выгоднее, чем для «европейских».
Однако согласовать этот вопрос главами государств ЕАЭС удалось лишь 1 октября 2019 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Ереване. В соответствии с новыми нормативами суммы ввозных таможенных пошлин, собираемых союзными государствами, должны распределяться между странами ЕАЭС следующим образом: Россия – 85,065%, Казахстан – 6,955%, Белоруссия – 4,860%, Киргизия – 1,900%, Армения – 1,220%. По сравнению с прежними нормативами, действовавшими до конца прошлого года, доля России и Казахстана несколько сократилась, Белоруссии увеличилась с 4,56% до 4,860%, а Киргизии и Армении не изменялась. То есть Москва и Нур-Султан поделились своей долей ввозных пошлин с Минском, что и позволит ему увеличить свои таможенные доходы. На заседании Совета Федерации, ратифицировавшего протокол 25 марта, сенатор Владимир Джабаров сообщил, что поступления от пошлин в бюджет РФ сократятся почти на 20 млн долл.

Со стороны Москвы и Нур-Султана это был сознательный шаг, направленный на поддержку белорусской экономики. «Мы в данном случае несколько уступаем наши доходы в Беларусь, – прокомментировал ситуацию с распределением пошлин глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев, – это еще одно подтверждение партнерского характера наших отношений». В масштабах России потери ее бюджета, как отмечают аналитики, сравнительно незначительные, и фактически она намеренно пошла на них с тем, чтобы подчеркнуть готовность идти навстречу другим участникам Союза, создавая тем самым задел для дальнейшего развития интеграционных процессов. Не исключено, впрочем, что эта уступка является одной из форм компенсации за финансовые потери Белоруссии от российского «налогового маневра» в нефтяной отрасли. По крайней мере, время согласования протокола совпадает с активным обсуждением проблем этой компенсации между Минском и Москвой.
Тот факт, что странам ЕАЭС удалось согласовать новые нормативы распределения пошлин, свидетельствует о жизнеспособности объединения. Хотя и забывать о том, что оно спонсируется все еще в значительной мере Россией, тоже не стоит.

Александр Шустов, Ритм Евразии
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
30 905
Репутация
614
Баллы
14
Адрес
рожденный в СССР
Лайки
6310
Пол
мужской
Россия пожаловалась в ЕАЭС на Казахстан
С июня 2020 года Казахстан прекратил поставку лома черных металлов в Россию. При этом он продолжил экспорт готовой продукции — стали. В итоге Комиссия Евразийского экономического союза усмотрела в этом нарушение конкуренции.

До этого Казахстан поставлял в РФ примерно миллион тонн лома в год. Это составляет 90% экспорта этого сырья из республики. С января по май 2020 года объемы поставок составили 300 тысяч тонн. Но в мае они упали в три раза. С июня уже почти полностью остановились.
Из-за этого в России возник дефицит сырья.

Теперь РФ обратилась в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК). Именно она установила, что в июне 2020 года "дочка" Казахстанских железных дорог запретила принимать к перевозке вагоны с ломом, а также отходами черных и цветных металлов, которые отправляют на экспорт.
Россия пожаловалась в ЕАЭС на Казахстан
 
Сверху Снизу