- Регистрация
- 13.03.2018
- Сообщения
- 28 632
- Репутация
- 1 085
- Баллы
- 0
- Лайки
- 7354
- Пол
- женский
Европейская интеграция, при всем спокойствии ее создания, происходила не без серьезных затруднений. ЕЭС, «шестерка», с первых лет своего существования серьезно опережала в конкурентной борьбе ЕАСТ, «семерку».
Начав в начале 60-х годов активные действия в запланированном направлении, ЕЭС значительно опередила в торговой активности своих конкурентов — доля товаров стран «шестерки» на рынках стран ЕАСТ катастрофически росло.
К тому же Великобритания, возглавлявшая ЕАСТ, оказалась в довольно сложной международной ситуации. Она могла потерять «особые отношения с США» (в следствие своей позиции во время Суэцкого кризиса 1956 г.), ее колониальная империя, на которой базировалась международная величие Британии, под давлением второй волны деколонизации разваливалась. А создана Великобританией ЕАСТ, «семерка», фактически распалась. И теперь, не присоединившись к ЕЭС, Великобритания стояла перед угрозой изоляции в континентальной Европе.
9 августа 1961 Великобритания, а с ней другие страны ЕАСТ подали заявку на вступление в ЕЭС: Великобритания, Дания, Ирландия и Норвегия — на членство в ЕЭС, а Австрия, Швеция, Швейцария и Португалия — на ассоциации.
В ЕЭС, где руководящая роль принадлежала двум сильнейшим континентальным державам, ФРГ и Франции, между которыми, казалось, был полный контакт, тоже существовали разногласия. ФРГ, мощнее Франции, стремилась к «наднациональным принципам», в которых она видела путь к равноправному, а может и руководящего положения в Европе.
Франция, слабее ФРГ, своего напарника, но имея де-Голля, склонялась к конфедеративному устройству, интеграции и не желала ее расширению: «То, что могут шесть, не смогут семь и восемь», — говорил де-Голль.
Итак, Великобритании, как и другим членам «семерки», вступить в ЕЭС в начале 60-х годов не удалось. Великобритания, которая тогда особенно стремилась к сохранению тесных отношений с Сообществом (британской), во время переговоров о вступлении в ЕЭС требовала распространения на страны своего Содружества привилегий, которыми пользовались страны «шестерки», а также увеличение переходного периода в проведении реформ с 12 до 15 лет. Это облегчало намерение де-Голля не допустить Великобританию в ЕЭС. Несмотря на то, что пять стран «шестерки» были за принятие Великобритании к этой интеграции, де-Голль 14 января 1963 наложил вето на прием Великобритании и ее сообщников в ЕЭС. Сделал он это совершенно самостоятельно, не согласовав свои действия даже с «ближайшим союзником» канцлером Аденауэром. Очевидно, французский лидер не забыл, как Великобритания реагировала на его попытку добиться «триумвирата» в руководстве НАТО в 1958 г.
Кроме «мести» (в политике это не практикуется) в этом просматривалась тенденция де-Голля добиться независимости Западной Европы от США — Великобритания считалась проводником американского влияния. Не последнюю роль играло стремление Франции закрепить свою ведущую позицию в «шестерке».
Указателем этого можно считать так называемый «план Фуше», французского представителя, выдвинутый 2 ноября 1961 в совместной комиссии ЕЭС. План фактически предусматривал создание Союза европейских народов — конфедерации, которая должна стоять над ЕЭС и в определенной мере противостоять НАТО. И хотя «план Фуше» был отклонен большинством стран «шестерки», де-Голль продолжал бороться против всесилия НАТО, то есть — решительного влияния США на европейские страны.
В этом плане следует рассматривать и разногласия, возникшие между Францией и другими членами «шестерки» по вопросу о процедуре принятия решений внутри интеграции. Де-Голль упорно отстаивал принцип единогласия, то есть права вето. Большинство стран-участниц «шестерки» склонялись к принципу большинства при голосовании, что лишало отдельную страну права накладывать вето. Де-Голль протестовал и даже в начале июля 1965 отозвал французских представителей из руководящих органов интеграции (позиция «пустого кресла»). Заговорили о кризисе в «шестерке». Однако, понимая опасность для Франции такой позиции, де-Голль скоро вернул французских представителей на их места. При этом он заявил, что Франция будет выполнять решения по важнейшим вопросам принятым единогласно. Таким образом де-Голль оставлял за Францией возможность блокировать решения, которые затрагивали интересы Франции и могли усилить влияние США в Европе.
Что касается самих Соединенных Штатов, то они в целом поддерживали интеграцию в Западной Европе, надеясь, что интегрированная Европа останется в сфере влияния Вашингтона, поскольку все западноевропейские страны были заинтересованы в сохранении и укреплении НАТО, где представители США занимали во всех органах ведущие позиции. Впрочем США внимательно следили за тем, чтобы европейская интеграция не выходила за пределы подконтрольной США внешней политики и в случае необходимости недвусмысленно напоминали участникам интеграции о «коммунистической угрозе».
Советский Союз же относился к любой западноевропейской интеграции враждебно, считая ее империалистической и антисоветской.
Дальнейший процесс консолидации интеграции заключался в объединении руководящих органов трех ее составляющих — ЕОУС, Евроатомута ЕЭС в единые органы: 1 июля 1967г. в Брюсселе был подписан договор о создании единых руководящих органов ко всей интеграции, которая стала именоваться Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).
11 мая 1967г. Великобритания вновь подала заявку на вступление в «Общий рынок». Теперь лейбористское правительство Гарольда Вильсона соглашалось присоединиться к хозяйственной политике «шестерки», с договорами, заключенными в ее пределах, а также не настаивать на присоединении к ЕЭС вместе с Англией стран Содружества, а также ЕАСТ.
И снова на пути Великобритании к «шестерке» стеной стал де-Голль. Упрямый француз не изменил своей позиции несмотря на уступки гордого Туманного Альбиона, ни на благоприятную позицию всех других участников «шестерки», ни даже на то, что немалая доля французских деятелей выступали уже за принятие Британии в Европейское экономическое сообщество. 27 ноября 1967г. де-Голль вновь наложил вето на вступление Великобритании в ЕЭС. Он заставил уважать себя как в Европе, так и за океаном. До самой смерти де-Голля Великобритания вступить в ЕЭС так и не смогла. Умер великий француз 9 ноября 1970 года
Недопущение Великобритании в Европейское экономическое сообщество было воспринято некоторыми странами Сообщества как такое, что вредит интересам их и всей интеграции. Вследствие этого можно говорить об определенном ослаблении единства в ЕЭС. Бельгия предложила при таких условиях осуществлять сотрудничество с Великобританией в экономической и политической областях через другие организации, в частности через ЭЕС.
Преемник де-Голля Жорж Помпиду мало в чем отошел от курса своего предшественника в отстаивании самостоятельности внешней политики стран Западной Европы, против усиления на Европу американского влияния. Но учитывая настроения партнеров по Европейскому экономическому братству, он в начале декабря 1969 г. на встрече на высшем уровне в Гааге выступил с «программой из трех пунктов»: завершение интеграции, углубления ее и расширения ее географических границ. Последнее означало согласие на приеме в ЕЭС стран-претендентов — Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии. Начались переговоры по этому поводу. И 22 января 1972 г. в Брюсселе министры иностранных дел стран-кандидатов подписали договоры о вступлении этих стран к интеграции.
Перед ратификацией договора каждая вступающая страна провела у себя референдум по поводу этого вступления. В Норвегии референдум дал отрицательный ответ, и Норвегия в ЕЭС не вступила. Интересно, что Помпиду не решился единолично отменить категорическое вето де-Голля и также провел во Франции референдум по принятию новых членов в интеграции. Все референдумы (за исключением норвежского) дали положительный ответ. С 1 января 1973г. Великобритания, Дания и Ирландия вошли в состав Европейского экономического сообщества.
Однако Великобритания на этот раз сделала наоборот: она выдвинула свои прежние требования не перед вступлением в ЕЭС, а уже после вступления. Новый лейбористское правительство Гарольда Вильсона сразу после прихода к власти поставило вопрос о пересмотре условий пребывания Великобритании в сообществе. Для усиления давления на ЕЭС Вильсон провел в Великобритании референдум. Начались переговоры. Большинство требований Англии в конце концов были учтены.
Что касается исполнения 12-ти летней программы внутренних реформ в ЕЭС (она, напомним, предусматривала три этапа: 1958-1961, 1962-1965,1966-1969 гг), то первые две задачи «Общего рынка» — ликвидация таможенных баръеров и введение единых внешних тарифов для торговли со странами, не являющимися членами ЕЭС — были выполнены своевременно и довольно легко. И положительные результаты не замедлили: за период 1958-1968 гг объем внутренней торговли стран интеграции увеличился в четыре раза. А вот третье важная задача-формирование единой сельскохозяйственной политики — натолкнулось на серьезные разногласия между сторонниками свободной торговли и протекционизма. Вопрос обсуждался на встречах на высшем уровне ЕЭС в Гааге и решения его проходило достаточно трудно.
В начале 70-х годов в «чисто экономическом Европейском сообществе» начала развиваться тенденция к созданию политического союза. На саммите в Париже в октябре 1970 г. вместе с большой программой углубления экономической интеграции ставилась задача формирования к концу 70-х годов политического союза, согласование внешней политики теперь уже девяти западноевропейских государств.
Суммируя изложенное, можно сказать, что достаточно успешное развитие европейской интеграции также вписывался в общий процесс разрядки, которая довольно медленно наступала в Европе.
Начав в начале 60-х годов активные действия в запланированном направлении, ЕЭС значительно опередила в торговой активности своих конкурентов — доля товаров стран «шестерки» на рынках стран ЕАСТ катастрофически росло.
К тому же Великобритания, возглавлявшая ЕАСТ, оказалась в довольно сложной международной ситуации. Она могла потерять «особые отношения с США» (в следствие своей позиции во время Суэцкого кризиса 1956 г.), ее колониальная империя, на которой базировалась международная величие Британии, под давлением второй волны деколонизации разваливалась. А создана Великобританией ЕАСТ, «семерка», фактически распалась. И теперь, не присоединившись к ЕЭС, Великобритания стояла перед угрозой изоляции в континентальной Европе.
9 августа 1961 Великобритания, а с ней другие страны ЕАСТ подали заявку на вступление в ЕЭС: Великобритания, Дания, Ирландия и Норвегия — на членство в ЕЭС, а Австрия, Швеция, Швейцария и Португалия — на ассоциации.
В ЕЭС, где руководящая роль принадлежала двум сильнейшим континентальным державам, ФРГ и Франции, между которыми, казалось, был полный контакт, тоже существовали разногласия. ФРГ, мощнее Франции, стремилась к «наднациональным принципам», в которых она видела путь к равноправному, а может и руководящего положения в Европе.
Франция, слабее ФРГ, своего напарника, но имея де-Голля, склонялась к конфедеративному устройству, интеграции и не желала ее расширению: «То, что могут шесть, не смогут семь и восемь», — говорил де-Голль.
Итак, Великобритании, как и другим членам «семерки», вступить в ЕЭС в начале 60-х годов не удалось. Великобритания, которая тогда особенно стремилась к сохранению тесных отношений с Сообществом (британской), во время переговоров о вступлении в ЕЭС требовала распространения на страны своего Содружества привилегий, которыми пользовались страны «шестерки», а также увеличение переходного периода в проведении реформ с 12 до 15 лет. Это облегчало намерение де-Голля не допустить Великобританию в ЕЭС. Несмотря на то, что пять стран «шестерки» были за принятие Великобритании к этой интеграции, де-Голль 14 января 1963 наложил вето на прием Великобритании и ее сообщников в ЕЭС. Сделал он это совершенно самостоятельно, не согласовав свои действия даже с «ближайшим союзником» канцлером Аденауэром. Очевидно, французский лидер не забыл, как Великобритания реагировала на его попытку добиться «триумвирата» в руководстве НАТО в 1958 г.
Кроме «мести» (в политике это не практикуется) в этом просматривалась тенденция де-Голля добиться независимости Западной Европы от США — Великобритания считалась проводником американского влияния. Не последнюю роль играло стремление Франции закрепить свою ведущую позицию в «шестерке».
Указателем этого можно считать так называемый «план Фуше», французского представителя, выдвинутый 2 ноября 1961 в совместной комиссии ЕЭС. План фактически предусматривал создание Союза европейских народов — конфедерации, которая должна стоять над ЕЭС и в определенной мере противостоять НАТО. И хотя «план Фуше» был отклонен большинством стран «шестерки», де-Голль продолжал бороться против всесилия НАТО, то есть — решительного влияния США на европейские страны.
В этом плане следует рассматривать и разногласия, возникшие между Францией и другими членами «шестерки» по вопросу о процедуре принятия решений внутри интеграции. Де-Голль упорно отстаивал принцип единогласия, то есть права вето. Большинство стран-участниц «шестерки» склонялись к принципу большинства при голосовании, что лишало отдельную страну права накладывать вето. Де-Голль протестовал и даже в начале июля 1965 отозвал французских представителей из руководящих органов интеграции (позиция «пустого кресла»). Заговорили о кризисе в «шестерке». Однако, понимая опасность для Франции такой позиции, де-Голль скоро вернул французских представителей на их места. При этом он заявил, что Франция будет выполнять решения по важнейшим вопросам принятым единогласно. Таким образом де-Голль оставлял за Францией возможность блокировать решения, которые затрагивали интересы Франции и могли усилить влияние США в Европе.
Что касается самих Соединенных Штатов, то они в целом поддерживали интеграцию в Западной Европе, надеясь, что интегрированная Европа останется в сфере влияния Вашингтона, поскольку все западноевропейские страны были заинтересованы в сохранении и укреплении НАТО, где представители США занимали во всех органах ведущие позиции. Впрочем США внимательно следили за тем, чтобы европейская интеграция не выходила за пределы подконтрольной США внешней политики и в случае необходимости недвусмысленно напоминали участникам интеграции о «коммунистической угрозе».
Советский Союз же относился к любой западноевропейской интеграции враждебно, считая ее империалистической и антисоветской.
Дальнейший процесс консолидации интеграции заключался в объединении руководящих органов трех ее составляющих — ЕОУС, Евроатомута ЕЭС в единые органы: 1 июля 1967г. в Брюсселе был подписан договор о создании единых руководящих органов ко всей интеграции, которая стала именоваться Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).
11 мая 1967г. Великобритания вновь подала заявку на вступление в «Общий рынок». Теперь лейбористское правительство Гарольда Вильсона соглашалось присоединиться к хозяйственной политике «шестерки», с договорами, заключенными в ее пределах, а также не настаивать на присоединении к ЕЭС вместе с Англией стран Содружества, а также ЕАСТ.
И снова на пути Великобритании к «шестерке» стеной стал де-Голль. Упрямый француз не изменил своей позиции несмотря на уступки гордого Туманного Альбиона, ни на благоприятную позицию всех других участников «шестерки», ни даже на то, что немалая доля французских деятелей выступали уже за принятие Британии в Европейское экономическое сообщество. 27 ноября 1967г. де-Голль вновь наложил вето на вступление Великобритании в ЕЭС. Он заставил уважать себя как в Европе, так и за океаном. До самой смерти де-Голля Великобритания вступить в ЕЭС так и не смогла. Умер великий француз 9 ноября 1970 года
Недопущение Великобритании в Европейское экономическое сообщество было воспринято некоторыми странами Сообщества как такое, что вредит интересам их и всей интеграции. Вследствие этого можно говорить об определенном ослаблении единства в ЕЭС. Бельгия предложила при таких условиях осуществлять сотрудничество с Великобританией в экономической и политической областях через другие организации, в частности через ЭЕС.
Преемник де-Голля Жорж Помпиду мало в чем отошел от курса своего предшественника в отстаивании самостоятельности внешней политики стран Западной Европы, против усиления на Европу американского влияния. Но учитывая настроения партнеров по Европейскому экономическому братству, он в начале декабря 1969 г. на встрече на высшем уровне в Гааге выступил с «программой из трех пунктов»: завершение интеграции, углубления ее и расширения ее географических границ. Последнее означало согласие на приеме в ЕЭС стран-претендентов — Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии. Начались переговоры по этому поводу. И 22 января 1972 г. в Брюсселе министры иностранных дел стран-кандидатов подписали договоры о вступлении этих стран к интеграции.
Перед ратификацией договора каждая вступающая страна провела у себя референдум по поводу этого вступления. В Норвегии референдум дал отрицательный ответ, и Норвегия в ЕЭС не вступила. Интересно, что Помпиду не решился единолично отменить категорическое вето де-Голля и также провел во Франции референдум по принятию новых членов в интеграции. Все референдумы (за исключением норвежского) дали положительный ответ. С 1 января 1973г. Великобритания, Дания и Ирландия вошли в состав Европейского экономического сообщества.
Однако Великобритания на этот раз сделала наоборот: она выдвинула свои прежние требования не перед вступлением в ЕЭС, а уже после вступления. Новый лейбористское правительство Гарольда Вильсона сразу после прихода к власти поставило вопрос о пересмотре условий пребывания Великобритании в сообществе. Для усиления давления на ЕЭС Вильсон провел в Великобритании референдум. Начались переговоры. Большинство требований Англии в конце концов были учтены.
Что касается исполнения 12-ти летней программы внутренних реформ в ЕЭС (она, напомним, предусматривала три этапа: 1958-1961, 1962-1965,1966-1969 гг), то первые две задачи «Общего рынка» — ликвидация таможенных баръеров и введение единых внешних тарифов для торговли со странами, не являющимися членами ЕЭС — были выполнены своевременно и довольно легко. И положительные результаты не замедлили: за период 1958-1968 гг объем внутренней торговли стран интеграции увеличился в четыре раза. А вот третье важная задача-формирование единой сельскохозяйственной политики — натолкнулось на серьезные разногласия между сторонниками свободной торговли и протекционизма. Вопрос обсуждался на встречах на высшем уровне ЕЭС в Гааге и решения его проходило достаточно трудно.
В начале 70-х годов в «чисто экономическом Европейском сообществе» начала развиваться тенденция к созданию политического союза. На саммите в Париже в октябре 1970 г. вместе с большой программой углубления экономической интеграции ставилась задача формирования к концу 70-х годов политического союза, согласование внешней политики теперь уже девяти западноевропейских государств.
Суммируя изложенное, можно сказать, что достаточно успешное развитие европейской интеграции также вписывался в общий процесс разрядки, которая довольно медленно наступала в Европе.