Обсуждение ЕС ( историческое)

Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 331
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Европейская интеграция, при всем спокойствии ее создания, происходила не без серьезных затруднений. ЕЭС, «шестерка», с первых лет своего существования серьезно опережала в конкурентной борьбе ЕАСТ, «семерку».

Начав в начале 60-х годов активные действия в запланированном направлении, ЕЭС значительно опередила в торговой активности своих конкурентов — доля товаров стран «шестерки» на рынках стран ЕАСТ катастрофически росло.

К тому же Великобритания, возглавлявшая ЕАСТ, оказалась в довольно сложной международной ситуации. Она могла потерять «особые отношения с США» (в следствие своей позиции во время Суэцкого кризиса 1956 г.), ее колониальная империя, на которой базировалась международная величие Британии, под давлением второй волны деколонизации разваливалась. А создана Великобританией ЕАСТ, «семерка», фактически распалась. И теперь, не присоединившись к ЕЭС, Великобритания стояла перед угрозой изоляции в континентальной Европе.

9 августа 1961 Великобритания, а с ней другие страны ЕАСТ подали заявку на вступление в ЕЭС: Великобритания, Дания, Ирландия и Норвегия — на членство в ЕЭС, а Австрия, Швеция, Швейцария и Португалия — на ассоциации.

В ЕЭС, где руководящая роль принадлежала двум сильнейшим континентальным державам, ФРГ и Франции, между которыми, казалось, был полный контакт, тоже существовали разногласия. ФРГ, мощнее Франции, стремилась к «наднациональным принципам», в которых она видела путь к равноправному, а может и руководящего положения в Европе.
Франция, слабее ФРГ, своего напарника, но имея де-Голля, склонялась к конфедеративному устройству, интеграции и не желала ее расширению: «То, что могут шесть, не смогут семь и восемь», — говорил де-Голль.
Итак, Великобритании, как и другим членам «семерки», вступить в ЕЭС в начале 60-х годов не удалось. Великобритания, которая тогда особенно стремилась к сохранению тесных отношений с Сообществом (британской), во время переговоров о вступлении в ЕЭС требовала распространения на страны своего Содружества привилегий, которыми пользовались страны «шестерки», а также увеличение переходного периода в проведении реформ с 12 до 15 лет. Это облегчало намерение де-Голля не допустить Великобританию в ЕЭС. Несмотря на то, что пять стран «шестерки» были за принятие Великобритании к этой интеграции, де-Голль 14 января 1963 наложил вето на прием Великобритании и ее сообщников в ЕЭС. Сделал он это совершенно самостоятельно, не согласовав свои действия даже с «ближайшим союзником» канцлером Аденауэром. Очевидно, французский лидер не забыл, как Великобритания реагировала на его попытку добиться «триумвирата» в руководстве НАТО в 1958 г.

Кроме «мести» (в политике это не практикуется) в этом просматривалась тенденция де-Голля добиться независимости Западной Европы от США — Великобритания считалась проводником американского влияния. Не последнюю роль играло стремление Франции закрепить свою ведущую позицию в «шестерке».

Указателем этого можно считать так называемый «план Фуше», французского представителя, выдвинутый 2 ноября 1961 в совместной комиссии ЕЭС. План фактически предусматривал создание Союза европейских народов — конфедерации, которая должна стоять над ЕЭС и в определенной мере противостоять НАТО. И хотя «план Фуше» был отклонен большинством стран «шестерки», де-Голль продолжал бороться против всесилия НАТО, то есть — решительного влияния США на европейские страны.

В этом плане следует рассматривать и разногласия, возникшие между Францией и другими членами «шестерки» по вопросу о процедуре принятия решений внутри интеграции. Де-Голль упорно отстаивал принцип единогласия, то есть права вето. Большинство стран-участниц «шестерки» склонялись к принципу большинства при голосовании, что лишало отдельную страну права накладывать вето. Де-Голль протестовал и даже в начале июля 1965 отозвал французских представителей из руководящих органов интеграции (позиция «пустого кресла»). Заговорили о кризисе в «шестерке». Однако, понимая опасность для Франции такой позиции, де-Голль скоро вернул французских представителей на их места. При этом он заявил, что Франция будет выполнять решения по важнейшим вопросам принятым единогласно. Таким образом де-Голль оставлял за Францией возможность блокировать решения, которые затрагивали интересы Франции и могли усилить влияние США в Европе.

Что касается самих Соединенных Штатов, то они в целом поддерживали интеграцию в Западной Европе, надеясь, что интегрированная Европа останется в сфере влияния Вашингтона, поскольку все западноевропейские страны были заинтересованы в сохранении и укреплении НАТО, где представители США занимали во всех органах ведущие позиции. Впрочем США внимательно следили за тем, чтобы европейская интеграция не выходила за пределы подконтрольной США внешней политики и в случае необходимости недвусмысленно напоминали участникам интеграции о «коммунистической угрозе».

Советский Союз же относился к любой западноевропейской интеграции враждебно, считая ее империалистической и антисоветской.

Дальнейший процесс консолидации интеграции заключался в объединении руководящих органов трех ее составляющих — ЕОУС, Евроатомута ЕЭС в единые органы: 1 июля 1967г. в Брюсселе был подписан договор о создании единых руководящих органов ко всей интеграции, которая стала именоваться Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).

11 мая 1967г. Великобритания вновь подала заявку на вступление в «Общий рынок». Теперь лейбористское правительство Гарольда Вильсона соглашалось присоединиться к хозяйственной политике «шестерки», с договорами, заключенными в ее пределах, а также не настаивать на присоединении к ЕЭС вместе с Англией стран Содружества, а также ЕАСТ.

И снова на пути Великобритании к «шестерке» стеной стал де-Голль. Упрямый француз не изменил своей позиции несмотря на уступки гордого Туманного Альбиона, ни на благоприятную позицию всех других участников «шестерки», ни даже на то, что немалая доля французских деятелей выступали уже за принятие Британии в Европейское экономическое сообщество. 27 ноября 1967г. де-Голль вновь наложил вето на вступление Великобритании в ЕЭС. Он заставил уважать себя как в Европе, так и за океаном. До самой смерти де-Голля Великобритания вступить в ЕЭС так и не смогла. Умер великий француз 9 ноября 1970 года

Недопущение Великобритании в Европейское экономическое сообщество было воспринято некоторыми странами Сообщества как такое, что вредит интересам их и всей интеграции. Вследствие этого можно говорить об определенном ослаблении единства в ЕЭС. Бельгия предложила при таких условиях осуществлять сотрудничество с Великобританией в экономической и политической областях через другие организации, в частности через ЭЕС.

Преемник де-Голля Жорж Помпиду мало в чем отошел от курса своего предшественника в отстаивании самостоятельности внешней политики стран Западной Европы, против усиления на Европу американского влияния. Но учитывая настроения партнеров по Европейскому экономическому братству, он в начале декабря 1969 г. на встрече на высшем уровне в Гааге выступил с «программой из трех пунктов»: завершение интеграции, углубления ее и расширения ее географических границ. Последнее означало согласие на приеме в ЕЭС стран-претендентов — Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии. Начались переговоры по этому поводу. И 22 января 1972 г. в Брюсселе министры иностранных дел стран-кандидатов подписали договоры о вступлении этих стран к интеграции.

Перед ратификацией договора каждая вступающая страна провела у себя референдум по поводу этого вступления. В Норвегии референдум дал отрицательный ответ, и Норвегия в ЕЭС не вступила. Интересно, что Помпиду не решился единолично отменить категорическое вето де-Голля и также провел во Франции референдум по принятию новых членов в интеграции. Все референдумы (за исключением норвежского) дали положительный ответ. С 1 января 1973г. Великобритания, Дания и Ирландия вошли в состав Европейского экономического сообщества.

Однако Великобритания на этот раз сделала наоборот: она выдвинула свои прежние требования не перед вступлением в ЕЭС, а уже после вступления. Новый лейбористское правительство Гарольда Вильсона сразу после прихода к власти поставило вопрос о пересмотре условий пребывания Великобритании в сообществе. Для усиления давления на ЕЭС Вильсон провел в Великобритании референдум. Начались переговоры. Большинство требований Англии в конце концов были учтены.

Что касается исполнения 12-ти летней программы внутренних реформ в ЕЭС (она, напомним, предусматривала три этапа: 1958-1961, 1962-1965,1966-1969 гг), то первые две задачи «Общего рынка» — ликвидация таможенных баръеров и введение единых внешних тарифов для торговли со странами, не являющимися членами ЕЭС — были выполнены своевременно и довольно легко. И положительные результаты не замедлили: за период 1958-1968 гг объем внутренней торговли стран интеграции увеличился в четыре раза. А вот третье важная задача-формирование единой сельскохозяйственной политики — натолкнулось на серьезные разногласия между сторонниками свободной торговли и протекционизма. Вопрос обсуждался на встречах на высшем уровне ЕЭС в Гааге и решения его проходило достаточно трудно.

В начале 70-х годов в «чисто экономическом Европейском сообществе» начала развиваться тенденция к созданию политического союза. На саммите в Париже в октябре 1970 г. вместе с большой программой углубления экономической интеграции ставилась задача формирования к концу 70-х годов политического союза, согласование внешней политики теперь уже девяти западноевропейских государств.
Суммируя изложенное, можно сказать, что достаточно успешное развитие европейской интеграции также вписывался в общий процесс разрядки, которая довольно медленно наступала в Европе.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 331
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Надменный французский лидер Шарль де Голль, убежден в аристократичности французской нации, в душе презирал «беспорядочную мешанину» — нацию американцев и «высокомерных британцев».

Со времен второй мировой войны он хранил обиду на них за то, что его ни разу не пригласили на конференции «большой тройки»: ведь Потсдамская конференция проходила в 1945 г., когда уже де-Голль был главой французского правительства. Он считал не только несправедливым, но и невыносимой, что при формальном равенстве всех участников НАТО Франция оттеснена на второстепенное, третье место в блоке после США и Великобритании.

Этим в определенной степени объяснялся, присущая французам, тяга де-Голля к сближению с ФРГ не только с побежденной державой, но и «традиционным соперником» Франции. Итак, де-Голль после возвращения к власти начал борьбу за усиление роли Франции в западном лагере, против чрезмерного влияния США в Европе.

28 сентября 1958 де-Голль обратился к президенту США Д. Ейзенхауеру и премьер-министра Великобритании Г. Макмиллану с конфидециальным предложением изменить американское лидерство в НАТО на «блок из трех составляющих»: США, Великобритания, Франция. США, мощная сверхдержава, которая владела в то время чуть ли не всеми ядерными силами НАТО, отклонила предложение. Великобритания тоже отнеслась к ней негативно. ФРГ, для которой шаг где-Голля не остался секретом, также была ею недовольна — она отодвигалась бы на второстепенное место.

Получив «пощечину», де-Голль прикладывал усилия в выведении Франции на уровень ядерной державы и внутренне стал в оппозицию к США.

Преемник Эйзенхауэра президент Дж. Кеннеди вынашивал «Великий план»: создать на берегах Атлантического океана двое Соединенный Штатов: на западном берегу — уже существующее США, а на восточном — Соединенные Штаты Европы. Такое «атлантическое равенство» должно было усилить влияние США на другие континенты, в частности на Европу, закрепить ведущую роль США в мире. Понятно, что это требовало значительного увеличения расходов европейских государств чтобы сравняться с США. Центральное место в этом плане должно было занять создание «многосторонних ядерных сил», которые подпадали бы под руководство США.

18-21 декабря 1962г. в Иасау (Багамские о-ва) состоялась встреча «естественных союзников» — президента США Джона Кеннеди и Премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана. Обсуждались американские планы, в частности — создание многосторонних ядерных сил. Но когда стороны обратились с таким предложением к Франции, то подверглись абсолютному отрицанию. Де-Голль заявил, что Франция сама будет создавать и при необходимости применять свои ядерные силы. Планы США потерпели провал.

Далее де-Голль применил ряд мер чтобы лишить США или по крайней мере уменьшить их влияние в Европе. 23 июля 1964 де-Голль выступил на пресс-конференции с пожеланием, чтобы Европа «стала европейской». 22 ноября того же года в Страсбурге де-Голль заявил: «В наше время угроз и атомных эскалаций нельзя доверять свою жизнь государству, которое находится по другую сторону Земли». Кеннеди тогда уже не было в живых, его преемник Линдон Джонсон уделял «большое внимание» Вьетнаму. Итак, «Великий план» — был похоронен.

И хотя де-Голль в борьбе против американского всесилия в Европе вызвал неудовольствие своего союзника, канцлера ФРГ Аденауэра, он и дальше продолжал где мог противодействовать США. 27 января 1964 Франция признала КНР. Того же года де-Голль совершил визит в Мексику, где ему устроили «королевский прием», которого не устраивали американским руководителям. В апреле 1964 г. Франция на заседании Совета СЕАТО выступила вопреки США за нейтралитет Южного Вьетнама. А 28 мая 1965 Франция вообще покинула штабные учреждения СЕАТО.

В 1965 г. де-Голль начал «наступление на доллар». 4 февраля он выступил с заявлением, что доллар, который считался стандартом мировой монетарной системы (а это базировалось на обеспечении его соответствующим золотым эквивалентом в запасниках США), в действительности такого золотого обеспечения не имеет, а его золотой стандарт — мифический. Де-Голль потребовал, чтобы США оплатили золотом французское долларовое наличие. Если бы такое требование выдвинули другие государства, то США бы обанкротились.

США опасались как бы де-Голль не стал во внешнеполитическом курсе на сторону СССР. И хотя де-Голль к тому времени занимал в отношении СССР жесткую позицию и внутри страны прижимал коммунистов, основания для такого опасения были. Уже в те годы де-Голль говорил о создании «единой Европы от Атлантики до Урала».

А скоро де-Голль устроил переполох в НАТО: 21 февраля 1966 Париж заявил о выходе Франции из военной организации НАТО «ради восстановления суверенитета Франции на своей территории». 7 марта из тех же причин Франция потребовала освобождения французских территорий от всех военных учреждений НАТО — войск, военных баз, штабов и т.п.. А в Париже находились центры управления военных сил НАТО: Штаб-квартира НАТО (переведена в Брюссель), Коллегия по обороне (переведена в Рим) и др.. Теперь натовские самолеты не могли без специального разрешения летать в воздушном пространстве Франции. Учитывая, что рядом были расположены традиционно нейтральные Швейцария и Австрия, то получалось, что натовским самолетам теперь предстояло облетать чуть не вокруг всей Центральной Европы.

Такого удара НАТО никто еще из его членов не наносил.

А скоро де-Голль нанес американцам хлопоты в связи со своим «сближением» с СССР и странами Восточной Европы.

Советская дипломатия, следя за развитием отношений между Францией и США, увидела в первой главное звено, которое могло принести успех в налаживании благоприятных отношений с Западом. Еще 23 марта — 3 апреля 1960 Хрущев посетил с официальным визитом Париж и вел довольно успешные переговоры с де-Голлем. В дальнейшем советско-французские отношения развивались активно: в 1965 г. советский министр иностранных дел А. Громыко посетил Париж (25-30 апреля), а его французский коллега Кув де Мюрвиль — Москву (28 октября — 2 ноября). Когда же после выхода Франции из военной организации НАТО президент де-Голль нанес официальный визит в Москву и пробыл в советской столице 10 дней (с 20 июня по 1 июля 1966 г.), то это уже было недвусмысленной демонстрацией.


В СССР были все основания принимать высокого французского гостя не только на официальном высшем уровне, но и торжественно и тепло как руководителя крупной союзнической державы периода второй мировой войны. Других — Сталина, Рузвельта, Черчилля уже не было. Визит был плодотворным: было создано не только советско-французскую комиссию по экономическому и научному сотрудничеству, подписана договоренность об участии французского космонавта в полете советской ракеты в космос, совместная советско-французская декларация, которая провозглашала необходимость разрядки в Европе, о поисках европейского решения проблем сотрудничества и безопасности «без привлечения неевропейськкх стран».

Во время официального визита-ответа в Париж 1-9 декабря 1966 главы советского правительства А. Косыгина было заявлено о взаимной заинтересованности сторон в созыве общеевропейского совещания по проблемам безопасности и сотрудничества.

Это был серьезный шаг де-Голля в сторону осуществления его концепции «единой Европы от Атлантики до Урала», в которой не было места американцам. А с другой стороны, это можно расценивать как один из первых шагов в сторону Хельсинки 1975 г., что положило начало СБСЕ.

В этот период Франция также активизировала отношения со странами Восточной Европы, хотя отношения с ними носили преимущественно экономический характер.

Что касается Соединенных Штатов, то де-Голль и дальше доказывал, что им опасно не считаться с французским союзником. В сентябре 1966 г. он посетил Камбоджу и там, выступая в Пномпене на многотысячном стадионе, осудил США за развязывание жестокой войны в Индокитае, которая опустошала Вьетнам. В 1967 г. во время «шестидневной войны» на Ближнем Востоке де-Голль осудил Израиль, который тогда поддерживали США, как «завоевателей».

В конце июля 1967 г., посещая ближайшего союзника США — Канаду, де-Голль в Квебеке и Монреале («французская Канада») провозглашал лозунги за «свободный Квебек», обращался к французским канадцам как к соотечественникам, и когда власти Канады выразили по этому поводу неудовольствие, полетел во Францию, не вернувшись в столицу Оттаву. И так продолжалось до добровольной отставки президента де-Голля 28 апреля 1969 года
 
Сверху Снизу