Гос. программа «Комплексное развитие моногородов»

Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Ключевая цель программы – снизить зависимость моногородов от работы градообразующих предприятий, создав к концу 2018 года 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест.

Срок реализации программы: с ноября 2016 года по декабрь 2025 года (включительно).

Одна из важнейших задач и необходимое условие успеха этой программы – обеспечить координацию усилий всех заинтересованных сторон, федеральных и региональных мер поддержки, а также вовлечение общественности.

Для всех 319 моногородов предстоит разработать программы развития, включающие в том числе меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала.

Проект предусматривает создание в 100 моногородах территорий опережающего социально-экономического развития.

В 150 моногородах предстоит реализовать инвестпроекты, в том числе с участием Фонда развития моногородов, а за счёт прямой поддержки Фонда – построить и реконструировать инфраструктурные объекты в 15 моногородах.

Не менее 200 моногородов получат муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

Кроме того, для развития моногородов будут координироваться меры поддержки, запланированные в рамках приоритетных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, безопасные и качественные дороги, качественные услуги ЖКХ и создание комфортной городской среды, поддержка малого бизнеса.

В результате реализации программы уже к 2019 году число муниципальных образований, подпадающих под критерии моногородов, должно сократиться на 18.

Для команд, управляющих проектами развития 319 моногородов, будет введена специализированная программа обучения, а результаты работы мэров моногородов будут ежегодно оцениваться в рамках специального рейтинга.

Утверждён паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов»
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский

Участники программы
Исполнителями Программы являются Минэкономразвития России, Минфин России, Внешэкономбанк, Фонд развития моногородов, Минстрой России, Минтранс России, Минпромторг России, Минобрнауки России, Минздрав России, Фонд развития промышленности, АО «Корпорация МСП», АО «АИЖК», иные федеральные органы исполнительной власти и организации.

Администрирование Программы осуществляется на площадке Внешэкономбанка, национального института развития, содействующего реализации государственной социально-экономической политики, повышению конкурентоспособности национальной экономики и ее модернизации на инновационной основе.

Ответственным подразделением Внешэкономбанка по реализации Программы является Департамент по развитию и поддержке моногородов.

Показатели программы
KPI Программы до 2018 г.:

  • создание 230 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия (целевой показатель);
  • снижение количества моногородов на 18 единиц (целевой показатель);
  • привлечение 170 млрд рублей инвестиций в основной капитал (аналитический показатель);
  • реализация мероприятий «Пять шагов благоустройства» всеми моногородами.
Основные мероприятия на 2017 год
  • Участие в софинансировании объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов.
  • Выдача льготных займов для финансирования инвестиционных проектов.
  • Создание территорий опережающего социально-экономического развития.
  • Оснащение моногородов автомобилями скорой медицинской помощи.
  • Модернизация зон регистрации и ожидания приема в медицинских учреждениях моногородов.
  • Ремонт основной (центральной) улицы в моногородах.
  • Комплексное развитие транспортной инфраструктуры моногородов, входящих в состав городских агломераций.
  • Создание кванториумов, специализированных центров по стандартам Worldskills и реализация проектов «Школа нового типа» в моногородах.
  • Квотирование целевого приема специалистов (высшее медицинское и высшее педагогическое образование) для моногородов.
  • Внедрение телемедицинских технологий.
  • Оснащение и автоматизация рабочих мест, подключенных к автоматизированным медицинским системам.
  • Реализация мероприятий «Пять шагов благоустройства».
  • Развитие и поддержка индивидуального и малого предпринимательства.
  • Обучение команд, управляющих проектами развития моногородов.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Фонд развития моногородов продолжает работу по актуализации и расширению единого перечня мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), сформированного Минэкономразвития России в апреле 2016 года по поручению Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова.

По итогам актуализации, проведенной Моногорода.РФ в феврале 2019 года, перечень мер поддержки увеличился до 114, уточнены формулировки 21 пункта в связи с принятием новых редакций нормативно – правовых актов, стандартов условий и порядка отбора проектов для финансирования.

В целом администраторами мер Единого перечня являются 25 федеральных органов исполнительной власти, организаций и институтов развития, с объёмом ежегодного финансирования порядка 600 млрд. рублей.

C Реестром мер поддержки можно ознакомиться на официальном сайте Моногорода.РФ.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Софинансирование затрат бюджетов субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях.

Порядок и условия софинансирования Фондом расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах, определены Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» и Положением о порядке софинансирования некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах (далее - Положение).

Ключевым факторами, определяющими возможность подготовки заявки субъекта Российской Федерации и последующего принятия решения о софинансировании расходов субъектом Российской Федерации, являются:

1. Наличие инвестиционных проектов, планируемых к реализации в моногороде, удовлетворяющих требованиям Положения и имеющих документальное подтверждение возможности их реализации и наличия потребности в создании объектов инфраструктуры;

2. Наличие разработанной проектной документации и заключения государственной экспертизы по объектам инфраструктуры, необходимым и достаточным для снятия инфраструктурных ограничений при реализации инвестиционных проектов в моногороде.

На основании генерального соглашения о сотрудничестве, при условии наличия в отношении моногорода положительного решения правления Фонда или рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции о целесообразности оказания финансовой поддержки моногороду, субъектом Российской Федерации подается в Фонд заявка.

На этапе подготовки субъектами Российской Федерации концепции заявки Фонд оказывает консультационную поддержку и содействие в структурировании заявки.

В ходе подготовки материалов заявки на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, Фонд рекомендует использовать в работе методические указания, рекомендации и требования по оформлению и подготовке заявок на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в монопрофильных муниципальных образованиях.

После представления в Фонд субъектом Российской Федерации заявки о софинансировании расходов бюджетов субъектов Российской Федерации Фонд осуществляет комплексную оценку, включающую предварительный анализ заявки на предмет соответствия требованиям к содержанию и комплектности материалов, согласно Положению о порядке софинансирования некоммерческой организацией «Фонд развития моногородов» расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционных проектов в моногородах.

Общий срок проведения комплексной оценки, с учетом предварительного анализа, составляет 25 рабочих дней.


По результатам комплексной оценки правление Фонда рассматривает заявку и в случае принятия правлением Фонда решения о софинансировании расходов бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципального образования в целях реализации мероприятий, такое решение выносится на одобрение наблюдательного совета Фонда.

В случае одобрения наблюдательным советом Фонда решения правления о софинансировании расходов бюджетов субъекта Российской Федерации и муниципального образования между Фондом и субъектом Российской Федерации в течение 10 рабочих дней заключается соглашение о софинансировании.

Результаты деятельности Фонда развития моногородов по софинансированию затрат субъектов Российской Федерации:

  • Объем принятых Фондом обязательств в части софинансирования затрат субъектов Российской Федерации по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры 10 846,43 млн руб.
  • Количество создаваемых новых рабочих мест в моногородах до 2022 г. - 21242
  • Объем инвестиций в экономику моногородов до 2022 г. 98 051,44 млн руб.
  • Обеспечение инвестиционных проектов объектами инфраструктуры в соответствии с заключенными между Фондом и субъектами Российской Федерации соглашениями:
    • электроснабжение - 272,12 МВт
    • газоснабжение - 70673,57 м3/час
    • теплоснабжение - 188,5 МВт.
    • водоснабжение - 50379,23 м3/сут.
    • водоотведение - 66240,38 м3/сут.
    • транспортная инфраструктура (авто дороги, мосты и путепроводы, ж/д пути) - 100,63 км.
Софинансирование расходов субъектов РФ
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Формирование команд, управляющих проектами развития моногородов, и организация их обучения

Целью формирования и обучения проектных команд являлось создание единого пространства работы с проблемами моногородов Российской Федерации, включение в указанное пространство всех заинтересованных сторон: органов государственной власти и местного самоуправления, представителей бизнеса, осуществляющего свою деятельность на территории моногорода, развитие межведомственного и межуровневого взаимодействия, управленческих и проектных компетенций участников команд, совершенствование навыков межличностного взаимодействия и командной работы в рамках осуществления анализа ситуации в моногороде, выявления проблем, планирования и реализации мероприятий, направленных на развитие моногорода, снижение монозависимости, диверсификацию экономики, создание рабочих мест и привлечение инвестиций, в том числе с учетом лучших российских и зарубежных практик.


Нормативная основа для формирования команд и организации обучения:


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1186 «О предоставлении из федерального бюджета в 2014-2017 годах субсидии некоммерческой организации «Фонд развития моногородов»;
3. Положение о формировании команд, управляющих проектами развития моногородов, и организации их обучения, утверждённое решением наблюдательного совета некоммерческой организации «Фонд развития моногородов» (утверждено протоколом заседания наблюдательного совета Фонда от 5 августа 2016 г. № 27 с изменениями, утвержденными протоколом заседания от 25 сентября 2017 г. № 41).

С текстом Положения можно ознакомиться по ссылке.


Программа обучения


Обучение осуществлялось по специально разработанной Программе профессиональной переподготовки по обучению команд, управляющих проектами развития команд, с привлечением (на конкурсной основе) двух образовательных организаций:

· Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

· Московская школа управления «СКОЛКОВО»



Обучение состояло из пяти очных недельных учебных модулей:

Модуль 1: Контексты развития российских моногородов

Модуль 2: Барьеры и требования к стратегии развития моногорода

Модуль 3: Привлечение инвестиций и стимулирование предпринимательской активности в моногороде

Модуль 4: Инструменты и программы государственной поддержки моногородов

Модуль 5: Создание условий для реализации новых проектов развития моногородов


К проведению занятий были привлечены лучшие ученые и эксперты в области развития моногородов, специалисты-практики, имеющими успешный опыт реализации проектов по развитию моногородов. Кроме того, в состав преподавательского состава, обучающего управленческие команды, входили представители федеральных органов исполнительной власти, члены рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, представители государственных корпораций, промышленных компаний, специалисты в области инвестиций, муниципального права и развития городского хозяйства.

За пять образовательных модулей команды разработали реальные программы развития своих моногородов, направленные на:

· комплексное развитие города

· развитие инфраструктуры/снятие имеющихся инфраструктурных ограничений

· развитие производств, не связанных с градообразующим предприятием

· привлечение инвесторов и стимулирование предпринимательской активности в городе

· развитие городской среды

Команды изучили основы стратегического и проектного управления, а также прошли тренинги по лидерству, командообразованию, управлению проектами в период изменений. В итоговых презентациях отдельное внимание было уделено проектам создания комфортной городской среды для населения города.

Итоговая защита проектов:

Защита разработанных в рамках обучения проектов развития моногородов проходила перед экспертной комиссией в том числе при участии Шувалова И.И., Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации. В состав экспертной комиссии вошли:

· руководство Фонда развития моногородов

· члены рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции

· руководство РАНХиГС и МШУ СКОЛКОВО

· представители федеральных министерств и ведомств, в том числе Минэкономразвития России и Минпромторга России

· представители региональных органов власти, губернаторы и вице-губернаторы

· ведущие профильные эксперты


Результаты обучения

• сформированные и подготовленные по программе профессиональной переподготовки проектные команды, способные реализовать проекты, направленные на развитие моногородов

• разработанные обучавшимися проектными командами проекты, направленные на развитие моногородов

• налаженная прямая коммуникация представителей моногородов – членов проектных команд с экспертным и профессиональным сообществом, а также установленное взаимодействие между проектными командами моногородов по проблемам развития моногородов

• развитые управленческие и проектные компетенции членов проектных команд, в том числе, навыки межличностного взаимодействия и командной работы для эффективного анализа ситуации в моногороде, планирования и реализации мероприятий, направленных на развитие моногорода с учетом лучших российских и зарубежных практик.
Подготовка проектных команд моногородов


 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Для содействия органам региональной власти и местного самоуправления, бизнес-сообществу в инициации и реализации проектов (программ) и мероприятий, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в моногородах, Фондом развития моногородов в 2016 году создан Проектный офис Фонда, подразумевающий внедрение системы курирования (линейных менеджеров).

Основная задача линейного менеджера - сопровождение разработки и реализации программ развития моногородов, направленных на:

  • привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест;
  • повышение удовлетворенности населения жизнью в моногородах;
  • развитие малого и среднего предпринимательства;
  • диверсификацию экономики моногородов.
Основным объектом управления линейного менеджера является Программа комплексного развития моногорода. Программа включает в себя компоненты – проекты и мероприятия, направленные на улучшение социально-экономической ситуации в моногородах, в том числе проекты: организационные, получения поддержки, социальные, улучшения деловой среды, развития городской среды и человеческого капитала.

Функции линейных менеджеров (кураторов) моногородов закреплены за сотрудниками Департамента развития моногородов Фонда

Перечень мер поддержки монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), разработанный Минэкономразвития России.

Книга участника проектной деятельности
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский


Дочерняя структура ВЭБ.РФ — Фонд развития моногородов (ФРМ) запустил для предпринимателей в них механизм беспроцентного кредитования, заключив первые соглашения о таких займах.

Ожидается, что эта мера поддержки войдет в новую госпрограмму развития монопрофильных муниципальных образований — она разрабатывается Минэкономики и, по сути, станет пилотным проектом ведомства и ВЭБа по консолидации в интересах моногородов всех возможных мер господдержки, включая институты развития и мероприятия нацпроектов.

Не дожидаясь старта новой госпрограммы развития моногородов, ФРМ фактически запустил новый механизм их поддержки — беспроцентные кредиты, ориентированные преимущественно на малый и средний бизнес. О приеме заявок в ФРМ заявляли еще в марте — в общей сложности в кредит планируется выдать 1,3 млрд руб. средств фонда в 2019 году. Сейчас, как сообщила “Ъ” гендиректор фонда Ирина Макиева, заключены три соглашения на 549,4 млн руб., подписание четвертого ожидается в ближайшее время, но детали фонд не раскрывает.

Желающие открыть бизнес в моногородах могут получить заем до 250 млн руб. на срок до 15 лет (при доле собственных средств не менее 20%).

На Петербургском международном экономическом форуме руководство фонда объявило о снижении минимального размера такого займа с 10 млн до 5 млн руб. и тогда же говорило о «вале заявок», 90% которых пришлось на города со сложной социально-экономической ситуацией. Впрочем, констатирует сейчас Ирина Макиева, «фактурных заявок, с которыми можно работать», оказалось не так много — «обычно предприниматель "подвисает" по времени, когда он идет за получением гарантий в банк, в частности, из-за неготовности заявленного проекта».
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Ожидается, что беспроцентное кредитование станет частью новой госпрограммы развития моногородов. С 2016 года они входили в число приоритетных проектов, программа их развития была рассчитана до конца 2025 года.
Но в мае 2018 года указом президента список приоритетов был пересмотрен — они были «переупакованы» в нацпроекты. При этом моногорода в новый пакет не вошли, в связи с чем приоритетная программа была досрочно прекращена с 1 января 2019 года.
Впрочем, итоги реализации этого проекта правительство не обнародовало, а в публичной повестке еще до прекращения программы моногорода практически перестали фигурировать — объявлялось в основном о создании на их базе новых территорий опережающего социально-экономического развития.

В январе стало известно о разработке новой госпрограммы развития моногородов. Переработку системы их поддержки в правительстве объясняют необходимостью координации поддержки моногородов с мероприятиями нацпроектов.

Как поясняют в Минэкономики, «утверждение госпрограммы будет способствовать комплексной взаимоувязке всех мер федеральной поддержки на территории моногородов, в том числе за счет утверждения региональных и муниципальных программ их развития, а также аналитического отражения мероприятий нацпроектов».

Фонд развития моногородов, в свою очередь, подсчитал, что сейчас моногорода фигурируют в 10 из 13 нацпроектов. Например, в проекте «Жилье и городская среда» участвует 259 моногородов, в «Демографии» — 168, а в «Экологии» — 52.

Среди мероприятий анонсировались участие ФРМ в концессионных соглашениях, предоставление займов для рефинансирования кредитов, поддержка планов комплексной застройки территорий в части инфраструктуры. Минэкономики уже завершило разработку документа, сообщал ранее РБК — текущая версия оценивается в 57 млрд руб. на 2019–2024 годы.

Как уточнили “Ъ” в Минэкономики, сумма складывается из предусмотренных в бюджете субсидий ФРМ (2,8 млрд руб. в 2019 году и по 4,7 млрд руб. в год с 2020 года), а также из дополнительной потребности в финансировании в 2020–2024 годах в 31,1 млрд руб. «Вопрос выделения дополнительных ассигнований будет рассмотрен в рамках формирования проекта бюджета на очередной финансовый год»,— уточняют в ведомстве.

Сроки внесения программы в Белый дом в Минэкономики пока назвать не готовы — документ проходит согласования. В Минфине “Ъ” заявили, что пока не получали документ на согласование.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
На пресс-конференции в Москве был представлен рейтинг лучших моногородов России, который был составлен Фондом развития моногородов. Призеры отбирались из всех 319 российских моногородов. Эксперты оценивали активность и эффективность работы органов местного самоуправления в ходе реализации задач программы «Комплексного развития моногородов».

По мнению экспертов, представленный топ-10 способствует выявлению самых сильных и перспективных сторон моногородов-лидеров, а также позволяет определить самые успешные проекты по улучшению качества жизни в муниципалитетах подобного рода.

Как заявила заместитель председателя Внешэкономбанка и руководитель приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» Ирина Макиева, моногорода России за два года действия приоритетной программы президента РФ «Комплексное развитие моногородов» смогли привлечь 762 миллиарда инвестированных рублей.

Из показателей, которых удалось достичь за два года реализации программы, Макиева назвала 285 отремонтированных центральных улиц в моногородах, 266 отремонтированных поликлиник, передачу 319 моногородам 400 машин скорой помощи и формирование территорий опережающего развития в 59 моногородах.

«10 процентов населения страны проживает во всех моногородах России, соответственно, все то, что мы сделали в моногородах, можно проецировать на всю Россию, и вот, что у нас получилось. За два года действия программы создано свыше 250 тысяч рабочих мест. В этой цифре кроются и постоянные рабочие места, и временные, потому что для некоторых моногородов временные рабочие места - это действительно большой результат, ведь самое главное - качество жизни и доходы населения», - подчеркнула Макиева.



Среди трех лидеров первого в истории уникального рейтинга развития моногородов страны попали моногорода – Кумертау (Башкортостан), Елабуга и Набережные Челны (оба – Татарстан). За ними следуют Заречный (Пензенская область), Таштагол (Кемеровская область), Губкин (Белгородская область), Мирный (Якутия), Павловск (Воронежская область), Красный Яр (Омская область) и Полысаево (Кемеровская область).

По словам директора Фонда развития моногородов Ильи Кривогова, «в этих десяти городах сбалансированно реализуются программы, которые направлены на социальное развитие, на формирование условий для образования, а также на то, чтобы привлекать инвесторов и работать с федеральными институтами развития».

Представители ВЭБ на презентации отметили, что при составлении данного топа применялись 19 показателей, среди которых – взаимодействие с федеральными институтами развития, создание условий для малого и среднего предпринимательства и новых рабочих мест. Кроме того, в этом рейтинге брались в расчет результаты программы «5 шагов благоустройства» (благоустройство ключевых объектов социнфраструктуры).

Для справки, предметом деятельности Фонда развития моногородов является развитие моногородов с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. В России из 319 моногородов такими принято считать 100 в 30 регионах РФ.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Понятие "моногород" в практике нашей страны означает не что иное, как «город-завод». Он обозначает теснейшую связь между существованием населенного пункта и достаточно крупным предприятием. При этом завод или фабрику называют не иначе, как градообразующими. На сегодняшний день в законодательной базе невозможно найти, что означает "моногород". Это слово лишь подразумевается в нормативных актах, которые упоминают градообразующие предприятия.

Существует определенная методика Минрегиона, по которой можно выявить моногород. Это такой населенный пункт, в котором свыше двадцати пяти процентов жителей являются работниками одного предприятия. Причем выпускаемая этим заводом или фабрикой продукция на 50% имеет отношение только к одной определенной отрасли.

Моногород – это довольно сложная структура. Здесь наблюдается неразрывная связь между предприятием и населенным пунктом. Причем крупнейший завод или фабрика ведут не только экономическую деятельность. На такое предприятие возлагается и нагрузка социального характера, что позволяет обеспечивать все условия жизнедеятельности в данном населенном пункте. Однако такая ситуация приводит к тому, что выпускаемая продукция имеет высокую себестоимость. В нее включаются затраты на поддержание социальной сферы. В результате конечный продукт из-за своей высокой стоимости не способен выдержать конкуренцию на рынке.

 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Развитие моногородов. Альтернативные пути развития

— Нам хотелось бы не только обсудить возможность использования финансовых ресурсов, которые есть у институтов развития, инвесторов, но и понять, почему при равных возможностях получения поддержки у одних моногородов получается много, а у других нет: что мешает, что необходимо изменить, — предваряя работу сессии, отметил руководитель межфракционной рабочей группы «Байкал», депутат Государственной думы РФ Сергей Тен. Одним словом, федеральным органам власти нужен отклик из регионов, чтобы оценить положение дел и скорректировать курс работы.

Руководитель Фонда развития моногородов Илья Кривогов рассказал о существующих мерах поддержки, в том числе о получении федеральных грантов:

— В распоряжении фонда находится 14 миллиардов рублей. Мы можем предоставить региональному бюджету грант или субсидию, создать «под ключ» готовую инфраструктуру для бизнеса. С нами сотрудничают уже более 30 моногородов. Необязательно стартовать с больших сумм, можно заключить договор на 30—50 миллионов, начать с небольших проектов, а потом дойти до миллиардов.

О практическом опыте развития моногородов рассказали представители субъектов Байкальского региона. Например, министр экономики Бурятии Александр Бардалеев сообщил, что в республике шесть моногородов. Хорошую динамику демонстрирует территория опережающего развития «Селенгинск». Министр подчеркнул, что территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) — это уникальный механизм, позволяющий при помощи одной системы решать сразу несколько крупных задач.

А в Забайкальском крае на территории восьми моногородов, где живет 100 тысяч человек, из 30 заявленных инвестиционных проектов реализуются всего 20. По словам заместителя министра экономического развития Ирины Лизуновой, территория края находится в особых условиях, поскольку преобладает малый и даже микробизнес, транспортная инфраструктура находится в плачевном состоянии. В целом Забайкалье не представляет особого интереса для инвесторов. Правительство края настаивает на разделении моногородов на несколько типов, учитывающих их географическое положение и состояние экономики региона в целом. Кроме того, Ирина Лизунова внесла на рассмотрение предложение, чтобы индивидуальным предпринимателям разрешили получать статус резидента ТОСЭР.


Моногорода в современной России. Библиографическое описание:

Проблема реструктуризации и развития монопрофильных городов (моногородов), экономика которых полностью зависит от довольно успешных, испытывающих проблемы или ставших полностью неконкурентоспособными в новых рыночных условиях одного или двух предприятий, является сегодня для России чрезвычайно острой в социальном, экономическом, политическом плане. Властные структуры, предприятия и жители большинства из них оказываются неспособными своими силами компенсировать всё возрастающие риски динамичной внешней экономической среды, исключающие возможность устойчивого развития города.

Моногородом в России, согласно нормативной документации Министерства регионального развития РФ, называется поселение, отвечающее хотя бы одному из двух признаков :

  • доля работающих на одном градообразующем предприятии или группе предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет не менее 25% экономически активного населения города;
  • объем производства градообразующего предприятия или группы предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единой производственно-технологической цепочки, составляет более 50% объема промышленного производства города.
Независимые эксперты расширяют официально предложенный список критериев отнесения города к монопрофильному, указывая на следующие его характерные признаки :

  • наличие в городе одного или нескольких однотипных предприятий, относящихся к одной отрасли, или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка, притом, что остальные предприятия города обслуживают только внутренние нужды города или проживающих в нем людей;
  • наличие в городе цепочки технологически связанных предприятий, работающих на один конечный рынок, кроме предприятий, обслуживающих внутренние нужды города;
  • значительная зависимость доходной части бюджета города от деятельности одного (или нескольких) крупных предприятий;
  • низкая диверсификация сфер занятости населения города (однородный профессиональный состав);
  • значительная удаленность города от других, более крупных населенных пунктов (что снижает возможности мобильности жителей), при наличии в городе первых двух признаков или отсутствие развитой инфраструктуры, обеспечивающей связь города с внешним миром (дороги автомобильные и железные, телефонная сеть и т.д.).
В целом, идея создания и развития моногородов такова: моногорода специализируются на отдельных градообразующих отраслях, продукция которых способна привлекать в город денежные потоки (за счет потока этой продукции из предприятий города в другие города – «экспортные» денежные потоки в пределах страны).

С развитием градообразующих отраслей связываются возможности дальнейшего развития города. Предприятия градообразующей отрасли создают спрос на факторы производства (рабочую силу, финансовые ресурсы, различные виды оборудования, сырья, электроэнергию, тепло, воду, газ, производственные площади, очистные сооружения и т.д.); их рабочие формируют спрос на потребительские товары и услуги.

Эти виды спроса в большей части удовлетворяются предприятиями градообслуживающих отраслей, возникающими на территории города (системы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, канализации, транспорта, строительство, торговля, пищевая промышленность и т.д.) и обеспечивающими нормальное функционирование ведущей градообразующей отрасли.

Распределение предприятий города по основным отраслевым группам дает возможность отнесения каждого города к некоторому абстрактному типу: центр нефтехимии, центр машиностроения, металлургический центр, город-порт, город-курорт и т.п.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Ну вот так выглядит на практике, относительно удачный проект, по выводу города из статуса " моно"....Неудачные проекты, как выглядели до программы,так и продолжают выглядеть...

===
Губкин - территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР

Постановлением Правительства РФ №274 от 16 марта 2018 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Губкин» Губкинскому городскому округу присвоен статус ТОСЭР.

Создание ТОСЭР «Губкин» позволяет диверсифицировать экономику, снизить зависимость от градообразующих предприятий, повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования и привлечь дополнительные инвестиции.

Резидент ТОСЭР освобождается от налога на имущество и землю. Первые пять лет резидент ТОСЭР платит налог на прибыль - 5% вместо 20%, последующие пять лет - 10%

Размер отчислений во внебюджетные фонды для резидента ТОСЭР снижены с 30% до 7,6%.
Для него действует понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых и снижаются арендные платежи на землю

Резидент ТОСЭР предоставляет инвестиционный проект, предусматривающий создание не менее 10 рабочих мест и минимальный объем капитальных вложений 2,5 млн рублей

Губкинский городской округ предлагает инвесторам 76 инвестиционных площадок (136 га) для реализации проектов







Основой экономики является горнодобывающая промышленность, разрабатывающая богатства Курской магнитной аномалии.

  • Лебединский горно-обогатительный комбинат
  • Комбинат «КМАруда»
  • КМАрудстрой
  • Губкинский мясокомбинат
  • Предприятие «Хлебный Домъ»
  • Предприятие «АвтоДор»
  • Швейная фабрика
  • Обувная фабрика
  • Завод пластиковых окон «Вектор-Пласт»
  • Предприятие «КМАрудоремонт»
  • Губкинская ТЭЦ
  • Завод красок «РИКколор»
  • Завод ЖБИ
  • ОАО КМАэлектромонтаж
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
А это карьер Лебединского ГОКа, который и является градообразующим предприятием.







На все электровозы поставлены кондиционеры


Карьер Лебединского горно-обогатительного комбината - самый большой железорудный карьер в мире и запасы его составляют 6 миллиардов тонн. Размер - три на пять километров, а глубина находится на отметке около 350 м. Разработка Лебединского месторождения железных руд Курской магнитной аномалии началась в 1957 г.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Цех № 1 Лебединский ГОКа, где производится измельчение железной руды.


Привезённую сюда руду методом магнитной сепарации отделяют от пустой породы и измельчают до нужной крупности. После чего полученный железорудный концентрат отправляется на участок производства окатышей и ГБЖ. Железнорудный концентрат получается на выходе двух видов: с содержанием железа 66-68% и с повышенным содержанием железа 69,5-70%.


Что же такое ГБЖ или Горячебрикетированное железо? А это высокачественное сырьё для производства стали, аналог лома, свободный от посторонних примесей. Между прочим, это самый чистый способ производства металлургического сырья. Массовая доля железа в нем составляет уже 90,2 — 90,7%, степень металлизации — 93%, и при этом в нём низкое содержание серы и фосфора.
За всем этим добром следят на этом пульте управления, всё полностью автоматизировано.


На этом участке наш концентрат проходит через обжиговую машину. Температура в зоне обжига достигает 1270 градусов С.


Конечный продукт Лебединского ГОКа, горячебрикетированное железо.


Роторный "заборщик"


В советское время работало около 20 000 человек, а потом сократилось почти в два раза.
 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
26 335
Репутация
780
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Моногород, не обязательно выглядит "депрессивным". Губкин, например не выглядит.







Но в случае резкого сокращения рабочих мест на градообразующем предприятии, куча населения остается безработным.

Население — 86 999 чел. (2017).
 
Сверху Снизу