Красносельский ювелирный промысел.

Регистрация
13.03.2018
Сообщения
27 806
Репутация
992
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Издревле Кострома славилась народными умельцами и богатыми промыслами. Чего тут только не было: славилась земля своим текстильным, иконописным, ювелирным и лесным промыслами. Помимо этого некоторое время здесь занимались мыловарением, кожевенным промыслом, солеварением, сапожным мастерством, гончарным, кузнечным. Но особую известность приобрели красносельские мастера-ювелиры.

В 35 км от Костромы, на холмистом берегу Волги, стоит посёлок Красное. Старинное волжское село издавна славилось своими мастерами-ювелирами, изготавливающими женские украшения, предметы сервировки стола и церковного культа.
Сегодня Красное-на-Волге – это крупнейший центр ювелирного производства в России, здесь находится дирекция акционерного общества «Красносельский Ювелирпром», пробирное управление, ювелирный завод, музей народно-прикладного искусства, училище художественной обработки металлов.

Красносельская земля богата историческими и художественными традициями. Вещевые и документальные материалы красносельской старины сохранил для нас почти только XVIII в. Край этот связан с именами бояр Романовых, Годунова Бориса, графа Орлова. Села Сидоровское и Красное - дворцовые села, села-вотчины. Вокруг них и ведется давний неразрешимый спор: в красносельских или сидоровских домах зародилось серебряное ремесло, которое и покорило здешний край, распространившись на десятки, а то и сотню сел и деревень.

Множеством легенд овеяна история этого знаменитого промысла. Археологические находки X - XIV вв. (Дурасовское городище в 5 км от Красного) свидетельствуют о древнем ремесле ювелиров. На месте древнего ремесленного поселения обнаружены 19 разнообразных по размерам и форме льячек, обломки тиглей, сложных литейных формочек, ювелирные инструменты - чеканы и многочисленные точильные камни из тонкозернистого песчаника и сланца. Такие камни и сейчас применяют современные ювелиры для заточки мелких инструментов. В большом количестве были найдены женские украшения. Именно такой характер находок позволяет считать этот поселок «ремесленным», где основным занятием жителей было ювелирное дело. На основании археологических данных корни красносельского ювелирного промысла надо искать в деревенском ремесле мери - племени, проживавшем в то время на этой территории.

Широкое распространение ювелирный промысел в Костроме получил в XVII в. В это время недалеко от города, в селе Красносельское, полным ходом развивается кустарное производство украшений. Работы провинциальных ремесленников не уступают своим качеством изделиям столичных мастеров, их отличает исконно русские узоры и украшения и относительная дешевизна. Большое значение для развития костромского ювелирного промысла сыграла ежегодная новгородская ярмарка, на которую съезжалось множество народа. Изделия красносельских кустарей распространяются по всей России, становятся популярными.

Достоверно известно, что среди мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы в XVII веке был золотарь Михаил Савельев из села Красное. В первые годы XVIII в. упоминаются имена мастеров-серебряников из сел Красного и Сидоровского Алексея Чуткова, серебряного дела мастерового из села Красное, Федора Иванова и Андрея Исаева из того же села Красное, из того же села посадский человек . Упоминаются там Федор Конопляночкин, Федор Ханыкин, Мирон Сысоев, Осип Бабушкин и Степан Васильев.

Кроме названного производства, в Красном и Сидоровском занимались и ризочеканным делом. В конце XVII века, с расширением торговых связей с западно-европейскими странами, большим притоком в Россию зарубежных серебряных монет и других вещей, красноселы стали выполнять оклады в технике чеканки. В конце XVII века в с. Сидоровском была открыта ризочеканная мастерская. В государственном историческом музее в Москве и Костромском музее-заповеднике хранятся работы талантливого серебреника - крестьянина вотчины графа Орлова из села Сидоровского - Раткова Григория Степановича (1783 - 1788).

В 1783 г. Ратков завершает работу над серебряным окладом киота для иконы Федоровской Богоматери, которая почиталась костромичами как покровительница города.

В конце XIX в. Красносельский промысел занимает ведущее место среди ювелирных промыслов России. Основным ассортиментом изделий были разнообразные женские украшения: серьги, кольца, пуговицы, большая часть которых изготовлялась из низкопробного серебра в сочетании с цветными металлами. Наиболее распространенными видами серег были так называемые «калачи», сердечки, змейки, звездочки. Серьги изготовлялись из серебра с позолотой. Производили так же броши в виде веточек, бантиков, стилизованных птиц; обручальные кольца, кольца «супиры» (с цветными стеклянными вставками); пуговицы, цепи, брелки, браслеты, мелкий сервизный товар, эмалированные вещи. Отдельно выделялось производство культовых вещей: образков, крестов, складней, икон и др. Более 40 видов крестов производились в Красном, каждый имел свое название: мужской, женский, детский, католицкий, хохлацкий и др., они имели разнообразную форму и величину, изготавливались из серебра, золота, меди, покрывались голубыми, синими, фиолетовыми эмалями. В конце XIX - начале XX в. Красное считалось основным центром их производства. Те же мастерские изготавливали золоченные кольца с эмалями с выштампованными на них разными надписями, большей частью именами святых. Главными заказчиками на такую продукцию являлись монастыри и церкви, сбывавшие эти изделия в громадном количестве.

Костромские купцы Морозовы, Шпажниковы, Пушиловы, Павел Кондырев торговали красносельскими изделиями в Сибири. Пушиловы торговали и в Москве, Сорокин торговал в Петербурге, Чувиляевы - на Украине, Шпажниковы - сразу в нескольких городах: в Москве, Курске и Харькове. На множестве ярмарок можно было встретить красносельские изделия. Все крупные монастыри имели «деловые отношения» с красносельским промыслом, давали заказы на изготовление образков с изображением святых для продажи в Киеве, Троице-Сергиевой лавре, в Чернигове и других местах. Одним словом: география распространения красносельских изделий была довольно широкой.

Как ни странно, пришествие Советской власти не убило старинный промысел. А в 30-е годы даже вновь открылось Красносельское художественное училище. Первые объединение ювелиров было создано в марте 1918 г. под названием «Трудовой профессиональный союз кустарей металлистов золото - серебряных и бронзовых изделий», который объединял беднейшую часть мелких кустарей села главным образом по сбыту ювелирных изделий. В апреле 1919 г. было создано производственное объединение «Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий». В 1924 г. произошло объединение Красносельской, Сидоровской и Подольской артелей в Костромской ювелирный союз промысловой кооперации. В 1924 г. в Красносельском ювелирном промысле перерабатывалось около 11 тонн серебра.

В 1937 г. на выставке в Париже изделия красносельских мастеров были отмечены дипломами и другими высокими наградами. С середины XX в. у красносельских ювелиров начался новый этап. Выпускались серебряные чайные ложки, красноармейские звезды, знаки отличия Красной Армии, значки МОПР и др. В начале 30-х гг., в связи с коллективизацией артель была переименована в промколхоз «Красный Кустарь». Позже артель была преобразована в завод, который существует и сегодня.

Развитие ювелирного производства в селе Красном было прервано Великой Отечественной войной, которая явилась суровым испытанием для трудового крестьянства и мастеров-ювелиров Красносельского района. Уходят на фронт, призванные в ряды Красной Армии, лучшие кадры рабочих и колхозников. Из 15 ювелирных артелей работали только в поселке Красном, селе Сидоровском и Подольском.
Предприятия перешли на выпуск металлических изделий для нужд фронта и тыла, в ассортимент изделий основное место занимали алюминиевые ложки и кружки, подковы, и гвозди, пуговицы и пряжки, звезды для погон и другие предметы.
Ювелирные изделия составляли лишь 6 процентов от общей суммы выпускаемой продукции. Из 939 человек, работающих в артелях, были в основном женщины.

В 50-е гг. в ювелирную промышленность пришли многие молодые специалисты, выпускники Красносельского техникума художественной обработки металлов и Красносельской профтехшколы. Они сыграли определяющую роль в художественной направленности ювелирного производства в селе Красное.

В это время небольшая на первых парах экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства и создает крупные декоративные вазы и кубки подарочного характера, отражающие большие по социальному звучанию темы. Среди художественно-технических приемов, которыми владеют мастера (литье, чеканка, гравировка), все большее место занимает искусство филиграни.

В декабре 1970 г. в Москве состоялась ярмарка ювелирных товаров, на которой наряду с Московским, Ленинградским, Киевским и другими ведущими предприятиями страны заметное место занимали и изделия Красносельского ювелирного завода. Ассортимент его строится на использовании русского национального наследия, что ярко ощущается в форме изделий посудной группы и характере украшений.
Летом 1974 г. красноселы принимают участие в IV Международной выставке бижутерии «Яблонец-74» в Чехословакии. В 1992 г. произошли новые преобразования: было создано акционерное общество «Красносельский Ювелирпром».

Современное творчество красносельских ювелиров сохраняет ориентацию на изготовление разных видов изделий, что является своего рода традицией. Различного типа посуда (кувшины, стопки, чашечки) чередуется в ассортименте продукции с ювелирными украшениями (в последние годы появились изделия из золота).

До сего дня современные мастера красносельского ювелирного промысла продолжают и развивают традиции этого старинного ремесла. Произведения признанных художников ювелирного искусства: П.И. Чулкова, И.Д. Орлова, Н.А. Соколовой, В.А. Анучина, Р.А. Медведева представлены на международных ювелирных выставках.

Лицо и символ Красного - изделия из скани. В каждое изделие художники вкладывают свою душу, фантазию, свое видение мира, находя необычные дизайнерские решения и технические приемы.

(c) Игорь Попов
(c) Е. Сунгатовой

 
Регистрация
13.03.2018
Сообщения
27 806
Репутация
992
Баллы
0
Лайки
7354
Пол
женский
Промысел села – это колыбель традиций русского ювелирного дела.
Изделия выполнялись в основном из кружева ажурного плетения из металлической, золотой, серебряной проволоки. Такое плетение придает украшениям неповторимую, уникальную легкость, изящество и очарование.

Украшение Красносельского ювелирного завода пользуются успехом не только у коренных жителей Костромы, но и гостей города, которых бывает особенно много летом — в разгар теплоходного круизного сезона. Старинные традиции, тонкий художественный вкус, огромное мастерство художников-ювелиров и новейшие технологии современного производства, создают необыкновенные украшения, пользующиеся заслуженной славой во всем мире.


 
Сверху Снизу