Предложение. Легенды Крыма

Регистрация
06.04.2019
Сообщения
3 719
Репутация
209
Баллы
0
Адрес
Москва
Лайки
371
Пол
мужской


Легенда полуострова Казантип

Давно это было. Чёрного моря ещё не было, а по вечерам слышно было как в той стороне идут какие-то работы, издалёка звякает землеройная техника и доносились неясные приглушённые расстоянием крики:
- стий, стий… мать. Куды прэсся?! До Кавказа зэмлю тащи, кажу! Тащи, бо зараз лопатою на….». Рассказывали, что это древние укры роют котлован для нового моря.

А тогда было только Азовское; и южнее от нынешнего полуострова Казантип (который называли тогда Шайтан-бурун, что значит Чёртов мыс) располагался древнетатарский кишлак Беш-бармак.

Жители кишлака разводили мелкий и крупный рогатый скот; но окружающие кишлак Караларские степи были скудны. Воды тоже было мало; черпать её иногда приходилось лишь в углублениях скал, что на морском берегу. Но скалы эти находились в основном на Шайтан-буруне, а ходить туда местные жители боялись.

И вот почему: кто ходил туда, обычно не возвращался. Пропадали там и пастухи со стадами. По вечерам на полуострове виден был огонёк костра; и по запаху голодные дехкане чуяли, что варит там кто-то жирный плов и шурпу из нежного молодого барашка. Но кто это?..

Рассказывали, что поселилась там тёмная личность, разбойник Клыч-Нияз. Днём он пас своё стадо, а когда видел барашков из селения, то отбирал их, а пастухов приканчивал. Уволакивал он к себе и девушек из селения, и что с ними было далее – неизвестно. Вот и боялись местные джигиты ходить туда; лишь иногда голодные дехкане приближались к границам шайтан-полуострова и обоняли вкусный запах мясного плова, долго глядели на далёкий огонёк и качали головами.

И вот красавица Кызыл-Сайгак, дочь хана кишлака, вызвалась избавить население от напасти. Не смотря на причитания отца и матери, она оделась как старуха, взяла котомку и заострённый посох, и отправилась к вечеру на Шайтан-бурун. Долго шла она, томимая жаждой и усталостью; и вот когда они присела отдохнуть и отвинтила корышку фляги чтобы сделать глоток айрана, вдруг раздался громовой рёв:
- Как ты осмелилась прийти сюда, жалкая старуха, когда и храбрые джигиты находили здесь свою смерть?!...
Кызыл-Сайгак оглянулась и увидела страшного типа с одним глазом, который горел в сумерках как огонь. А ростом он был так высок, что глаз девушки находился ниже его пупа.
- я пришла служить тебе –ответила Кызыл-Сайгак - потому что один ты живёшь, нет утебя ни жены и матери, некому приготовить тебе завтрак или постирать носки. За миску плова я приведу в порядок твою саклю, выстираю бельё, приготовлю бузу и всячески буду заботиться о тебе как родная мать
- родная мать?! Эге-ге!!…. - захохотал великан. – Но знай: год ты будешь находиться на моём продовольственном пайке, а потом я отрублю тебе голову своим ятаганом и сварю из неё шурпу.
- я согласна – тихо ответила Кызыл-Сайгак
………………………………..
И вот пришло время ужина. Великан поставил на костёр свой огромный казан, доверху налитый водой и Кызыл-Сайгак покрошила туда 10 молодых барашков, добавила зелени, специй, сушёного урюка и ароматной куркумы. Когда шурпа была готова, разбойник сьел 2/3 казана, откинулся на спину и приказал Кызыл-Сайгак чесать ему пятки, покуда он будет отдыхать.

Когда же разбойник захрапел и засвистел носом, схватила Кызыл-Сайгак свой заострённый посох и одним ударом в глаз убила злого великана. Потом схватила она огромный казан с 1/3 шурпы, оставшейся после ужина, и отправилась в кишлак.

Долго шла юная красавица, волоча тяжёлый казан, который был по размерам в два раза больше её; и наконец пришла на центральную площадь. И со всех сторон к ней уже бежали с радостными киками голодные дехкане.

Так избавила гордая красавица Кызыл-Сайгак население кишлака от беды, и с тех пор могли дехкане ходить на шайтан-полуостров, добывать воду в засушливый период и пасти там стада. Но по вечерам они всё-таки боялись там оставаться: ибо в темноте там вдруг начинал поблескивать огонёк, и долетал оттуда запах шурпы и мясного плова. Старые люди рассказывали, что это убитый великан бродит по ночам по ночам по степи и ищет красавицу Кызыл-Сайгак, горя жаждой мести.

И стал с тех пор полуостров Шайтан-Бурун называться Казан-тип, что в переводе означает «этот… тип с казаном».
 
Регистрация
06.04.2019
Сообщения
3 719
Репутация
209
Баллы
0
Адрес
Москва
Лайки
371
Пол
мужской
Легенда Лесной Яйлы
Яйла — Википедия

В древние времена яйла, располагающаяся к западу от горы Чатыр-даг (что в переводе означает «четвёртая гора») была вся покрыта дремучим лесом.

Водились там косули, благородные крымские олени, дикие кабаны и могучие зубры. И ходили туда охотники из низлежащих селений ЮБК добывать голодным семьям дичь; приносили свежее мясо, плоды, съедобные коренья. Так удавалось многим семьям пережить крымскую зиму и продержаться до наступления курортного сезона

Но вот появилась откуда-то с севера, из далёкой Украины старуха, которую звали баба Ганна. Причёска на её голове состояла из одной свёрнутой бубликом толстой косы. Она спустилась сверху, с Лесной Яйлы, (где по её словам приобрела участок земли) и стала собирать население на митинги, посвящённые экологическим проблемам Крымского полуострова, сохранению и приумножению крымской горной природной среды. Она ходила по дворам местных жителей и всюду зачитывала свою программу, где в обмен на прекращение охоты на Лесной Яйле жителям предлагались большие продуктовые и денежные дотации.

Говорили также, что баба Ганна умеет лечить от алкоголизма, заговаривать зубы и останавливать кровь; лечить от чумы, холеры и коронавируса. И делала она всё это за весьма умеренную оплату.

И заключили с ней местные жители коллективный договор: в обмен на лечение, будущие дотации и автономию обязывались они два года не ходить на Лесную Яйлу охоиться и не переступать верхней части её склонов.

И вот, прошли два года. Народ стал спрашивать своих правителей: где же обещанные дотации, бесплатные медицинские программы, где обещанная автономия? Подождав ещё полгода, отправились они на Лесную Яйлу требовать ответа от субъекта договора, бабы Ганны.

И когда взобрались они на Лесную Яйлу, вытаращили они глаза свои, и челюсти их упали. Не было больше леса, оленей, косуль и зубров. Перед ними расстилалось огромное лысое пространство, покрытое гнилыми пеньками и следами лесопильной и транспортной техники. А бабы Ганны и след простыл.

И с тех пор на злополучной яйле лес совершенно не растёт. И называют с тех пор эту яйлу Бабуган-яйла, что означает «яйла бабы Ганны»

Бабуган-яйла — Википедия
 
Регистрация
06.04.2019
Сообщения
3 719
Репутация
209
Баллы
0
Адрес
Москва
Лайки
371
Пол
мужской
Легенда о лечебных грязях г. Саки

В древние времена города на этом месте ещё не было, а был там кишлак под названием Сакс-Аул. Назвалось оно так по-видимому из-за англо-саксов, которые как-то высадились на западном берегу Крыма, а отсадиться так и не смогли. Но осталась память о них

В те времена ещё не было создано канализационных коммуникаций, и ходили жители кишлака на западную околицу, где жил пришелец с севера, дед Михайло. И тогда образовалось там небольшое, но пахучее озеро, которое с тех пор и называется Михайловским.

Берега этого озера были весьма топкими, нога застревала в обильной грязи; так что подошедшие близко по своему делу иной раз тонули как в болоте. Так утонул и старожил места сего, дед Михайло. И избегали жители этих мест, ходя туда разве что по очень большой нужде.

И жил в кишлаке один дехканин, которого звали Автоген-ока. Работал он электросварщиком. Страдал Автоген-ока многими болезнями: гастритом, острым парапроктитом, энтероколитом, язвой ободочной и двенадцатиперстной кишок, геморроидальными явлениями, синусовой брадикардией, хронической алопецией, стрептодермией, себорейным дерматитом, болезнью Бехчета, анокопчиковым болевым синдромом, стафилококками, элеутерококками, эритродермическим псориазом, глубоким микозом, болезнью Фавра-Рокуно и синдромом Кандинского-Коновалова.

И не было уважаемому Автоген-оке никакой нормальной жизни: прохожие сторонились его, утаскивая от него детей. И пошёл однажды доведённый до отчаяния Автоген-ока к Михайловскому озеру, дабы утопиться. (ибо другого поблизости всё равно не было).

И вот, подойдя к озеру (от которого так разило, что у Автоген-оки случился приступ тахикардии и астматического удушья), он перекрестился и бросился к /воде/, дабы утопиться. Но не добежал и провалился в отвратительную черную грязь по самый кадык.

Здесь всё-таки сработал базовый инстинкт самосохранения; Автоген –Ока рванулся, захлёбываясь в тяжёлой черной грязи, и неимоверными усилиями пополз назад. Много раз ему казалось, что судьба его решена; но чудом он сумел вырваться. И бросился домой

Когда он бежал по улицам кишлака, от него щарахались не только люди, но и собаки и кошки, свиньи кидались от него с пронзительным визгом, снося заборы. Поднялся гвалт

Когда местные жители прибежали к дому Автоген-оки, он успел уже смыть с себя всю грязь из шланга. И поражённые дехкане увидели, что от кожных болезней его не осталось и следа!
Мало того: пошли на убыль симптомы и всех вышеперечисленных заболеваний. Наметилась положительная динамика; дехкане были шокированы. Они долго расспрашивали старика, как же ему удалось избавиться от столь яркой клинической картины; и он честно рассказал им о принятии грязевой ванны. Дехкане долго не верили

Но прошла неделя; и сами страдающие многими заболеваниями местные жители снова пришли к дому Автоген-оки, дабы убедиться в отсутствии симптомов. Увиденное ещё больше поразило их: Автоген-ока был абсолютно здоров, кожа его напоминала попку младенца. Он сидел под чинарой и ел густо приправленный перцем шашлык, чего раньше никогда не мог себе позволить.

И бросились дехкане к озерцу. Сначала они никак не могли решиться погрузиться в лечебную грязь; но мало-помалу, привыкнув к запаху, самые смелые из них подошли к берегу и погрузились. А за ними – все остальные.
………………
Много радости было в кишлаке в этот и в последующие вечера. Дехкане не верили своим глазам: заболевания испарялись прямо на глазах. В каждом дворе резали молодого барашка, варили айран, над всем кишлаком витал аромат самсы и мясного плова. Это был той (пир) на весь кишлак.

Прошло два года. Со всей округи начали стекаться в Сакс-Аул страдающие многими заболеваниями; рейтинг селения и доходы администрации от мед.туристов существенно выросли; вырос и сам кишлак. И с тех пор стали называть его Саки, что в переводе означает Мочегорск.

Всё было там хорошо; одно плохо. Запах стоял совершенно невыносимый. Сероводородом несло на многие мили; вода приобрела характерный сероводородный привкус. И тогда решили местные жители соорудить ещё одно грязевое озеро – больше и лучше прежнего. Взяли они много еды и питья в бурдюки, позвали родственников и жителей близлежащих аулов, и отправились на север. Там, на обширной низине, сообща они устроили большое озеро, с топкими грязевыми берегами. И эффект от грязевых ванн этого нового озера просто превзошёл все ожидания; и стали теперь направлять к нему всех нуждающихся в грязелечебнице. И назвали это озеро Сасык. Сасык — Википедия
Иногда (весною) вода в этом озере становится розовой. Старожилы говорят, что это мелкие водоросли краснеют от смущения.
………………………….
А газоэлетросварщику Автоген-оке поставили по прошествии веков памятник на центральной площади города, рядом с памятниками Ленину и адмиралу Колчаку. И всегда лежат у подножия его свежие цветы.
 
Регистрация
26.09.2017
Сообщения
1 891
Репутация
161
Баллы
0
Адрес
Крым-Россия
Лайки
630
Пол
мужской
Да, была у меня эта книжица... Кажись, и сейчас где-то валяется. Даже помню некоторые сказочки, и про Медведь гору, и про скалы-близнецы. Впрочем, не покидает ощущение, что где-то я уже это слышал. Особливо, про коварно ослепленного циклопа, то бишь - великана.
 
Регистрация
06.04.2019
Сообщения
3 719
Репутация
209
Баллы
0
Адрес
Москва
Лайки
371
Пол
мужской
Да, была у меня эта книжица... Кажись, и сейчас где-то валяется. Даже помню некоторые сказочки, и про Медведь гору, и про скалы-близнецы. Впрочем, не покидает ощущение, что где-то я уже это слышал. Особливо, про коварно ослепленного циклопа, то бишь - великана.
Я знал, что вам понравится
 
Регистрация
06.04.2019
Сообщения
3 719
Репутация
209
Баллы
0
Адрес
Москва
Лайки
371
Пол
мужской
Легенда Таможенной скалы (Мадэрат-кая)

В старые времена, когда ещё приходили к южному берегу Крыма генуэзские корабли с различным ассортиментом товаров народного потребления, проходили они таможенный контроль у скалы, называемой Мадэрат-кая, или Таможенная. На вершине её располагалась морская таможня, или Арык-мадэрат-сарай. И сидел в ней самый свирепый таможенник КАР (Крымской Атономной Республики) – бай Балдан-Сыч, работавший начальником таможни (мадэрат-казланом).

Отличался Балдан-Сыч необычайной придирчивостью и неуёмной жадностью. Он лично инспектировал на рейде все купеческие корабли, переворачивая их буквально кверх дном в поисках контрабанды и незаконного оборота наркотиков. Изъятые наркотики он отправлял в личные магазины для законного оборота.

Он придирался к каждой мелочи и на всё установил непомерные тарифы; так что многие купцы жаловались на него Гамбургерский международный суд. Но тех, кто жаловался, Балдан-Сыч заносил в особый список, называемый Банан-балды, или (сокращённо) б.а.н.
Попасть всписок можно было и без жалоб; просто так. Если купец или его корабль просто не понравились Балдан-Сычу или у него было плохое настроение, вызванное хроническим геморроем от переедания и запоров.

И вот однажды приплыл на одном из турецких кораблей знаменитый Возмутитель спокойствия и сеятель раздоров Ходжа Насреддин со своим осликом. В это время турецкий султан как раз праздновал казнь Ходжи Насреддина, будучи уверенным что ему наконец удалось покончить с дерзким вольнодумцем и слугою шайтана, поносящим священных баев и дерзко подстрекающим народ к бунтам. А Ходжа Насреддин переплыл море с купеческим кораблём и высадился у Мадэрат-кая.

Когда он заехал на таможенный дворик на своём ишаке, его тут же обступила банда стражников с рыскающими мутными глазами и порепанными мордами. Они ощупывали дорожные сумки Ходжи Насреддина и уже подбирались скрюченными толстыми пальцами к его карманам; но тут во двор вышел сам мадэрат-казлан Балдан-Сыч. Окатив Ходжу Насреддина цепким намётанным взглядом, он пожелал сам произвести таможенный осмотр.

Излишне говорить, что все таньга из карманов Ходжи Насреддина тут же перекочевали в сумку начальника таможни, на которой крупными буквами красовалась надпись: «Я мзду не беру, мне за державу обидно». Но тут мадэрат-казлан увидел, что в поясе Ходжи Насреддина осталось ещё несколько монет.

— Подожди, — остановил он Ходжу Насреддина. — А кто же будет платить пошлину за твоего ишака? Если ты едешь в гости к родственникам, значит, и твой ишак едет в гости к родственникам.
— Ты прав, о мудрый начальник, — смиренно ответил Ходжа Насреддин, снова развязывая пояс. — У моего ишака в Крыму действительно великое множество родственников, иначе ваш эмир с такими порядками давным-давно полетел бы с трона, а ты, о почтенный, за свою жадность сел бы на кол!

Мадэрат-казлан от неожиданности присел, побагровел, посинел и лишился языка; а Ходжа Насреддин быстро вскочил на своего ишака и скрылся в проулке.
– задержаааать!!!» - придя в себя возопил начальник таможни. Стражники бросились в погоню с включенными сиренами, но дерзкого вольнодумца и след простыл.

С этого дня старый Балдан-Сыч не знал покоя. Он лично в сопровождении стражников обходил в поисках Ходжи Насреддина все близлежащие посёлки, заглядывал во все кафе и бары, лазал по кустам и даже поднимал канализационные люки. Однажды он даже залез с проверкой в огородный клозет и вниз головой провалился в его содежимое. Стражники едва вытащили его, и грозу крымских берегов тут же всенародно стошнило.
………………………………………………
С тех пор он поглупел ещё больше. Почти в каждом купце ему чудился тот дерзкий вольнодумец, а в каждом корабле – гнездо контрабандистов и террористов. Он отправлял с запретом на въезд (Б.А.Н.) чуть ли не каждый второй корабль; так что купцы на стоявших на рейде кричали отплывающим от Мадерат-кая: «Ну чё? Чё тааам?! Чё, БАН?! Кули??!»

И стала с тех пор называться эта скала Чо-бан-куле. Чобан-Куле — Википедия
А на её вершине видны развалины мэдерат-сарая, или Таможни – где давным-давно сидел старый мадэрат-казлан Балдан-сыч.
 
Регистрация
06.04.2019
Сообщения
3 719
Репутация
209
Баллы
0
Адрес
Москва
Лайки
371
Пол
мужской
Легенда Углового Мыса

В древние времена приплывали к берегам Крыма иностранные купцы и путешественники на своих парусных кораблях; и немало невзгод и испытаний приходилось им выносить на пути через бурное Чёрное море. За склонность к резким переменам погоды, ветру и штормам называли они Чёрное море «Понт Аксинский», что означает приблизительно «выступливое, выдолбистое Аксинское море».

Однако те кто переплыли Чёрное море и достигли крымских берегов, тоже не могли быть вполне спокойны. Часто бушевали здесь неожиданные шторма, и бывало выбрасывало на берег корабли или сносило на скалы. И особенно часто выносило корабли на высокий мыс, что углом выдаётся в море на самом юге Крыма, недалеко от Фороса. Он и назывался Угловым, или Почмак-бурун

Зато тем, кому посчастливилось взять путь вдоль ЮБК на мыс Херсонес, где шумел восточный базар, наполненный импортными товарами и где в связи с торговым процессом никогда не спали, могли по пути завернуть втихую уютную гавань и вволю насладиться крепкими спиртными напитками местного разлива, изготовляемые старой опытной бабушкой, местной жительницей.
Напитки эти стоили недорого и буквально валили с ног; после чего следовало тяжкое похмелье. Однако моряки покупали их с удовольствием, ибо альтернативы всё равно не было – виноградники по приказу одного больного на голову крымского хана вырубили с корнем почти на всём ЮБК.

Выпив как следует, моряки наконец могли развеселиться и оправиться от пережитого; алкогольное опьянение снимало пережитый страх. Распродавшись, они могли наконец взять курс к родным берегам, но и здесь проклятый мрачный Угловой мыс снова вставал на их пути. И тогда алкогольное опьянение и вся весёлость сразу улетучивались, но было уже поздно… штормовой ветер выносил корабли на скалы Углового мыса, и тогда в щепы летели утлые суденышки и слышны лишь были далеко разносившиеся по штормящему морю жалкие крики: «Ааааай-йяяяяяяя….АААААЙ-ЯАА!!!!»

И назвали с тех пор Угловой мыс мысом Айя. Айя (мыс) — Википедия
А город, в котором веселились моряки и рыбаки, и где они запасались спиртным домашнего розлива, назвали по имени бабушки-винодела - Баба-Клава. Однако «баба» на местном наречии – уважаемый человек, название духовного учителя, пожилого или мудрого мужчины. Также имеет значения «предок», «основатель рода», «старейшина».
Поэтому название несколько изменили и теперь называется этот город Балаклава. Балаклава — Википедия
По названию головного убора этой бабушки.-разливушницы.
Балаклава (головной убор) — Википедия
 
Сверху Снизу