Национал-большевизм

Регистрация
23.08.2018
Сообщения
11 882
Репутация
1 826
Баллы
0
Лайки
4695
Пол
мужской
РОЖДЕНИЕ ИДЕИ
Оно связано с русским публицистом и политиком, Николаем Устряловым. Этот человек, близкий по свои взглядам к либеральной партии кадетов, категорически отказался принять большевизм, работал в годы гражданской войны в административном аппарате адмирала Колчака. Вместе с белыми переживал их победы и поражения. Но вот поражение Колчака стало реальностью. Что делать? Смириться и перейти на службу к большевистскому режиму? Это позорно, да и захотят ли принять... Эмигрировать? Тоже не лучший выход - бегство из родной страны, бегство от себя самого: Да и не в том только дело, что некуда деваться. Гибнет Белая Россия, монархическая, офицерская, помещичье-феодальная, частно-буржуазная, а с ней и все, во что верит Устрялов. Для человека искренне отождествляющего себя с русской нацией и государством, искренне убежденным в том, что служение им есть высшее призвание, это страшная личная катастрофа.
Устрялов выбирает третий путь. Он не переходит на службу к красным. Но он и не становится им в оппозицию. К удивлению многих его бывших единомышленников, он принимает сторону большевистского режима, оставаясь его критиком. Раз белые потерпели поражение, значит противостоявшая им сила была лучше организована, опиралась на большие ресурсы, была лучше мотивированна и более управляема. А если это так, то стоит внимательней приглядеться к силе, принимающей в Кремле решения. Большевики развалили русское государство? Да, но теперь они же восстанавливают его. Налаживают работу административного аппарата, собирают налоги, восстанавливают армию во главе с бывшими царскими офицерами. Большевики делали ставку на народную стихию, на восстание низов? Да, но они же в конце концов полностью подчинили своей партии органы народного самоуправления - советы, изгнав из них всех недовольных. Подавили восстания анархиствующих низов на Украине (махновщина) и в Кронштадте. Да, большевики разрушили старую империю. Но разве не они оккупировали и подчинили себе республики Закавказья в 1920-1921 гг..? Разве не пытались (пусть и неудачно) проделать тоже самое с Польшей? Да, большевики поддерживают коммунистические партии за пределами СССР. Но они стараются полностью подчинить эти партии своему влиянию, изгнав из них анархистские элементы (наподобие немецких и голландских левых коммунистов, сторонников вольных советов и самоуправления, против которых направлена работа Ленина “О детской болезни левизны в коммунизме”). Компартии на Западе постепенно превращаются в управляемые профессиональными коммунистическими чиновниками строго и вертикально организованные и послушные воле Кремля политические силы. Так Россия, ослабленная революцией и гражданской войной, получает возможность влиять на европейские события. А значит, вновь получает шанс стать мировой державой.
Правда, Устрялова и его последователей (а их у него появилась много) смущает экономическая политика большевиков. В принципе, высокая регулирующая роль государства в русской экономике вещь неизбежная. Но в своем военном коммунизме большевики зашли слишком уж далеко, полностью подчинили экономику государству и разрушили ее. НЭП, новая экономическая политика, начавшаяся в 1921 г., это еще один позитивный факт, свидетельствующий о восстановлении старой русской экономической традиции, основанной на сочетании свободного рынка и госрегулирования. Устряловцы не верят в успех централизованной полностью огосударствленной экономики, не считают ее эффективной, надеются на дальнейшие рыночные реформы. Однако, они далеки от экономического либерализма. Если для либералов свободный рынок это абсолютная ценность, то для устряловцев относительная. Вообще не экономическое, а политическое и национальное в центре их внимания. Если бы их убедили в том, что полная экономическая централизация больше подходит для укрепления русской государственности, они бы поддержали ее без колебаний.
Все же Устрялов эмигрирует из России. Процесс восстановления империи под красным флагом, суть долгое и болезненное действо, в его ходе возможны и обратные движения, что небезопасно для “истинных патриотов”. И потом, большевики - сила молодая, хищная, пассионарная. Это хорошо, радикальные реформаторы русской государственности и должны обладать подобными качествами. Но в этом деле есть тот минус, что они могут и не оценить Устрялова на данном этапе восстановления, а при их горячности: Сам Устрялов эмиграцию свою объясняет тем, что со стороны ему лучше видно, что же происходит на родине. Да и писать свободнее. А, значит, у него больше возможностей влиять на положение дел в заново формирующей русской империи. История показала, что он был прав.
У основоположника национал-большевизма появляется множество последователей и среди эмигрантов и в самой России. Появляются два эмигрантских издания “Смена Вех” и “Накануне”, выходящие большими тиражами. Разумеется сменовеховство - такое название фактически принял национал-большевизм - неоднородное явление. В нем есть те, кто склонен больше симпатизировать большевикам, нежели Устрялов (последний все же надеется на то, что под давлением происходящих перемен большевики когда-нибудь уйдут) или, наоборот, занимают по отношению к ним более критическую позицию. Но ядро нового учения остается неизменным.
БОЛЬШЕВИКИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Среди ультра-правых весьма популярным является тезис о том, что большевики пришли к власти в результате заговора, составленного нацменьшинствами. Это не новость. Многие участники белого движения разделяли веру в заговор нацменьшинств. Проблема только в том, что этот тезис неверен. Приход к власти большевиков в октябре 1917 г. был бы невозможен без массовой поддержки, рабочими и крестьянами России максималистских и анархистских лозунгов, которые партия взяла на вооружение. Власть советам, фабрики- рабочим, земля в уравнительное пользование крестьянской общине- все эти идеи пользовались колоссальной поддержкой большинства крестьян. Они обсуждались и претворялись в жизнь сельскими сходами, фабрично-заводскими комитетами рабочих, советами, стихийно созданными после февраля. Спонтанность, всеобщее самоуправление, радикально-уравнительные общинные устремления, столь характерные не только для всей толщи крестьянства, но и для русских рабочих - тоже в большинстве своем крестьян по совместительству, охватили общество. Партия большевиков, став наиболее организованной силой внутри органов революционного самоуправления решительно вела массы к тем самым целям, которые этим массам были близки и понятны. Так казалось. Но уже в 1918 г, выяснилось, что цели партии и народа расходятся. Как отмечает в 1919 г. в докладе ВЦИКу, СНК и ЦК РКП (б) председатель Высшей военной инспекции Н.И. Подвойский: "Рабочие и крестьяне, принимавшие самое непосредственное участие в Октябрьской революции, не разобравшись в ее историческом значении, думали использовать ее для удовлетворения своих непосредственных нужд. Настроенные максималистски с анархо-синдикалистским уклоном, крестьяне шли за нами в период разрушительной полосы Октябрьской революции, ни в чем не проявляя расхождений с ее вождями. В период созидательной полосы, они естественно должны были разойтись с нашей теорией и практикой".
В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса о том, почему так случилось. Скажем лишь, что для этого были как объективные причины (слабость народного самоуправления, отсутствие решительности и идейной ясности в том, что касается воплощения в жизнь анархистской идеи, наконец общий развал экономики, вызванный немецкой оккупацией и разрушением целостного экономического пространства страны), так и субъективные (властнические амбиции большевистской верхушки, вождизм, стремление подчинить массы своей воле, управлять ими по государственному, социал-демократический марксистский этатизм - стремление поставить всю экономику под контроль государства). В 1918 г большевики фактически парализуют работу советов, не давая возможности трудовым коллективам фабрик и крестьянским общинам посылать туда тех, кому эти сообщества доверяют. На смену советам идет власть большевистской партийной бюрократии. На смену трудовому самоуправлению - тотальное огосударствление фабрик и заводов. Крестьян с лета 1918 г. грабят, силой отнимая у них хлеб, чтобы потом его распределять среди городских рабочих, военных и партчиновников. Недовольные репрессируются и даже расстреливаются. Но и рабочие живут впроголодь. В итоге большевики стремительно теряют популярность в массах. Главной задачей партии в сложившейся ситуации является удержание власти любой ценой. И вот здесь оказывается задействована в полной мере их национальная политика.
В сущности большевики переворачивают национальную пирамиду царской империи. Они заново выстраивают иерархические отношения между народами, обратные тем, что имели место при самодержавии. Так, казачество, пользовалось правовыми и налоговыми льготами. Оно было, по-существу, привилегированным сословьем, военно-полицейской опорой монархии. Теперь казачество подлежало уничтожению. В соответствии с решениями ЦК большевиков этот народ подлежал уничтожению, либо переселению ("высасыванию") из Донобласти, с последующим заселением региона переселенцами из центральной России. "Бесспорно, принципиальный наш взгляд на казаков, как на элемент, чуждый коммунизму и советской идее, правилен, - писал в 1919 году высокопоставленный большевик, Исаак Рейнгольд (будущий участник троцкистской оппозиции - прим. Магид). - Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо будет рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и всяческое заигрывание с казачеством. Ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом".
Новая власть не говорит о каких бы то ни было привилегиях славянских народов. С другой же стороны огромные возможности в плане карьерного роста и реализации собственных амбиций получили представители угнетенных в недавнем прошлом народов. Те, по отношению к которым царское правительство проводило жестокую политику русификации и культурной ассимиляции (латыши), вытеснения с исконно занимаемых земель (чеченцы, ингуши), дискриминации и даже прямого геноцида через поощрение погромов (евреи). Чтобы удержать массы трудящихся в повиновении к карательным операциям против восставшего народа, будь то бунтующее крестьянство или антибольшевистски настроенная интеллигенция, большевики широко привлекают представителей нацменьшинств. Роли при этом распределяются весьма своеобразно.
Исключительное значение для режима имеют теперь латыши. Приток латышей в Россию во время еще первой мировой войны был очень велик. Часть мирных латышей была эвакуирована вместе с рижскими военными заводами. Другая часть влилась в Красную армию из числа солдат. Ленин подчеркивал, что рабочие-латыши помогли еще во время войны организовать среди русских рабочих широкую сеть партячеек. Многие латыши во время гражданской войны активно работали (вплоть до чисток 1937-38 г.) в органах ЧК и ГПУ, занимая там ряд ключевых постов. Они выдвинули таких крупных деятелей партии большевиков, как Ян Рудзутак, Иван Смилга, Петр Стучка, Роберт Эйхе, Вильгельм Кнорин, Яков Петерс и других. А отряды латышских стрелков становятся едва ли не наиболее надежной вооруженной опорой режима, решительно подавляя крестьянские и рабочие восстания, в частности выступление левых эсеров 6 июля.
В борьбе с крестьянскими восстаниями большевики опираются и на прокоммунистические отряды, набранные из числа пленных или перешедших в Россию венгров и чехов. Активнейшую карательную роль играют и китайцы, завезенные в Россию в больших количествах во время первой мировой войны из-за нехватки рабочей силы. Многие из них влились в красную армию главным образом как наемники, требуя за свою службу деньги, о чем, в частности писал И. Якир. После окончания гражданской войны большинство из них покинуло Россию.
Интересна и роль чеченцев. По мнения современного большевистского публициста А.Тарасова чеченские абреки “возглавили в Чечне первые повстанческие отряды во время Революции 1917 г. и Гражданской войны. Асланбек Шерипов возглавил отдельную Чеченскую Красную Армию, которая вместе с войсками Терской Советской Республики разгромила в ноябре 1918 г. под Грозным белогвардейцев-бичераховцев, а с приходом Деникина ушла в горы и развернула партизанскую борьбу. Чеченцы считались на Северном Кавказе оплотом Советской власти. В 20-е гг. советское руководство выселяло из северной Чечни антисоветски настроенных казаков и селило на их землях просоветски настроенных чеченцев из горных районов”. Здесь необходима поправка. Будучи ленинистом, Тарасов не видит разницу между советами - органами народного самоуправления и большевизированными советами, как их бледными подобиями- формальными структурами, лишенными каких-либо общественно-значимых функций (при реально существующей диктатуре тоталитарной большевистской партии). Однако, не исключено, что и сами чеченцы разницы не видели. Их собственная жизнь в тот период находилась под контролем органов общинно-родового (тайпового) самоуправления и так было на протяжении всех 20 х годов. Продовольствие у чеченцев в ходе продразверстки, по-видимому, никто не отнимал, и у них были, таким образом, объективные причины защищать большевиков, служить им верой и правдой. Сколь ошибочна такая позиция, и сколь верен принцип “За вашу и нашу свободу”, наглядно продемонстрировали последующие события, ставшие подарком чеченцам от большевистской власти: коллективизация и голод в Чечне 30х, депортация 1944 г.
Велика была и роль армян. Официальные сведения о проценте армян в партии мало что дают. Неизвестно, какой процент армян оставался в Армении или же в других районах Кавказа с большим удельным весом армянского населения и какой процент рассеялся за пределами Кавказа. Некоторое представление о присутствии армян в партийно-государственном аппарате страны и ее элите дают сведения, приводимые А. Микояном о выпускниках Тифлисской армянской духовной семинарии "Нерсесян", занявших впоследствии видные посты за пределами Армении. Среди них, кроме самого Микояна, герой гражданской войны Г. Гай, зав. отдела Коминтерна Г. Алиханян; секретарь Профинтерна А. Костанян, член бюро МК ВКП(б) Н. Андреасян, секретарь Вятского горкома партии, а затем инспектор ЦК ВКП(б) С. Акопян, сотрудник орготдела ЦК ВКП(б) А. Стамбольцян, руководящий работник РПУ и НКВД С. Маркарян, руководящие партийные и профсоюзные работники в Москве А. Шахгальдян, Т. Мандалян, Г. Восканян, ответственные работники НКПС в Москве В. Бальян и Ш. Амирханян. В числе тех же выпускников семинарии "Нерсесян" мы видим будущего руководителя Союза архитекторов СССР К. Алабяна, директора Института мозга С. Саркисова. И это только выпускники семинарии "Нерсесян"!
Современный историк Андреа Грациози отмечает “поспешные и беспринципные усилия большевиков”, стремившихся поставить себе на службу национальные противоречия и правило “разделяй и властвуй”. “Уже в феврале 1918 г армянские отряды (следует помнить, какую трагедию армяне пережили до этого) были брошены на сокрушение мусульманского Коканда и его антибольшевистского правительства.”
Огромную роль в национальной политике большевиков играли евреи. Представление о том, какова она была, дает высказывание Ленина, приведенное руководителем Евсекции РКП С. Диманштейном. Он рассказывает, что в 1919 году обратился к Ленину с просьбой запретить листовку Горького, содержащую такие похвалы евреям, которые могли создать "впечатление, будто революция держится на евреях, в особенности на их середняцком элементе". Однако Ленин не согласился изъять эту листовку. Он сказал Диманштейну, что большую службу революции сослужил факт эвакуации евреев во время войны вглубь России, так что “значительное количество еврейской средней интеллигенции оказалось в русских городах. Они сорвали тот генеральный саботаж, с которым мы встретились сразу после Октябрьской революции и который был нам крайне опасен. Еврейские элементы, хотя и далеко не все, саботировали этот саботаж и этим выручили революцию в трудный момент.” (Здесь наиболее отчетливо видны контуры большевистской национальной политики вообще. Ленин выступает в роли типичного правителя большой империи, деловито рассуждающего о весьма важных для этой империи вопросах, например о том на какой народ следует сделать ставку.)
Вообще число евреев, проживающих в России продолжало стремительно расти во время революции, гражданской войны и 20х годов (к 1927 г евреи составляли около 9% двухмиллионного населения Москвы). Фактически евреи стали интеллектуальным наполнителем большевистского государства в период гражданской войны.
Обычно приводимые цифры не дают нужного представления о национальной структуре большевистской партии после революции. По официальным данным, евреи составляли всего 5,2% партии в 1922 году. Однако их удельный вес был значительно выше. В том же году на одиннадцатом съезде партии евреи составляли 14,6% делегатов с решающим и 18,3% делегатов с совещательным голосом, а из числа избранных на съезде членов ЦК евреев было 26%.
Однако массированное заполнение евреями аппарата власти многонационального имперского государства не могло не привести ко всякого рода националистическим эксцессам. В сентябре 1920 г, на IX конференции РКП (б) Ленину передали письмо от делегата конференции Григория Зайцева. “Глубокоуважаемый товарищ Владимир Ильич!: Заполнение партийных и советских организаций (Украины- прим. Магид) работниками из еврейской среды (наиболее способной) - вызывает сильное неудобство не только со стороны украинского крестьянства:, но и среди рабочих и красноармейцев (особенно заражены им буденовцы) и к стыду нашему, некоторые партийные товарищи (из бывших боротьбистов и борьбистов- {пробольшевистское крыло украинских национал-эсеров и украинские левые эсеры- Прим. Магид})”.
Что же произошло? В январе-феврале 1919 г. советские войска заняли Харьков, Киев и всю левобережную Украину. Развивая успех, Красная армия в марте-апреле вытеснила петлюровцев из большей части Правобережной Украины. Перед большевиками встала задача организации на местах нового аппарата власти. Однако русское население Украины относилось к большевикам нейтрально, либо враждебно, украинское же, преимущественно крестьянское население - с нескрываемой враждебностью, связанной прежде всего с большевистской политикой тотального ограбления крестьянства - продразверсткой. Вакуум стремительно заполнили евреи, которые проживали на Украине, составляя значительное национальное меньшинство (их было около полутора миллионов) - главным образом - еврейская молодежь. Вряд ли большинство украинских евреев приняли большевизм. Но не следует и преувеличивать масштабы разрыва еврейских коммунистов с традиционной средой и семейными кланами. Как отмечал в своем докладе о поездке на Украину ответственный работник продовольственного совета Н. Матеранский: “Поскольку на Украине большинство коммунистов евреи, то и оказалось, что всюду у власти в городах и местечках стали коммунисты-евреи и им сочувствующие: Население Украины издавна враждебно настроено по отношению к еврейству. Теперь во всех невзгодах и несчастьях население обвиняет первым делом стоящих у власти. А так как всюду царит уверенность, что вся власть в руках евреев, то среди населения в большой степени усиливается антисемитизм. Кроме указанной причины, ненависть к евреям разжигается еще и целым рядом других, и одной из них является роль евреев в продовольствии как спекулянтов. На Украине евреи занимались преимущественно торговлей, и теперь почти весь сохранившийся частный торговый аппарат находится у них в руках. Не знаю, по каким причинам, но они пользуются большой протекцией у власти и это дает им возможность играть доминирующую роль в продовольственных заготовках, в скупке, отправке товаров, в повышении цен и вообще в продовольственном вопросе. А так как продовольственный вопрос становится на Украине все острее и цены взвинчиваются, то понятно, что вся ненависть за кризис падает на тех же злосчастных евреев. Антисемитизм разлит во всех слоях населения. Он наблюдается у крестьян, у интеллигенции, у красногвардейцев, и: как ни странно даже у русских коммунистов прорывается горечь какой-то обиды и неприязни к евреям.” Член колегии ВЧК Г.С. Мороз во время поездки на западную окраину советской территории был настолько шокирован масштабами антисемитизма, что счел необходимым обратиться по этому поводу в ЦК РКП (б). В его записке от 22 апреля 1919 г. говорится: “Прямо-таки тяжело дышать: То и дело в вагонах, на станциях, в столовых на базарах и даже в клубах слышишь: '(ЗАПРЕЩЕНО РОСКОМНАДЗОРОМ) всюду, (ЗАПРЕЩЕНО РОСКОМНАДЗОРОМ) губят Россию. Советская власть ничего, если бы не (ЗАПРЕЩЕНО РОСКОМНАДЗОРОМ) и пр.'” Центральное бюро еврейских коммунистических секций при ЦК РКП (б) также вынуждено было обратить внимание на факт существования на Украине еврейского мафиозно-националистического режима, заметив, что “заметная разница в отношении к советской власти в еврейском и нееврейском населении” усилила традиционный антисемитизм. Мороз предлагал ЦК в первую очередь убрать евреев с ответственных комиссарских постов в западных губерниях и заменить их русскими из внутренних губерний. “Думаю, что настоящий доклад не вызовет обвинений меня в чем-либо. Нахожу нужным отметить, что я сам еврей. Как бы мне не хотелось писать обо всем изложенном, но преданность революции подсказывает мне это сделать” - отмечает чекист. Но было уже поздно.
В мае-июне на Украине поднялась громадная волна крестьянского антибольшевистского восстания, а оно органично соединилось с еврейскими погромами. Вот выдержки из перлюстрированных чекистами писем: Киев, 24 мая. “Красные войска собираются громить евреев… Киев 24 мая. В Брацлаве до 600 жертв (ЗАПРЕЩЕНО РОСКОМНАДЗОРОМ)… Киев 4 июня. Кругом Киева происходят почти повсеместные погромы, волна которых еще не остановилась… Киев 5 июня. 'Везде ужасные еврейские погромы. Умань несколько раз была взята повстанцами, была резня. Восстают все окружающие села, мужики режут евреев… Киев 21 июня: 'Ужасы погрома в Чернобыле: людей заживо хоронили… Бессарабка 7 июня. Города и местечки, населенные евреями почти уничтожены. Радомысл, Черкассы - там, говорят, было что-то невероятное.” (Крестьянские восстания были направлены против большевистской власти. К сожалению, для мышления народных низов того, да и во многом нашего времени трудно увидеть различие между преступлениями власти и конкретным портным Хаимом из Жмеринки, не имеющим к этой власти никакого отношения. Это виденье мира, оперирующее исключительно категориями этнического или сословного характера и не замечающее конкретного человека, индивидуальность, личность, раскрыто, пожалуй наилучшим образом в книге Йохана Хейзинги “Осень Средневековья”).
В одном Гайсине банда атамана Волынца вырезала до 2х тысяч человек. Банды только этого атамана появлялись еще в ряде местечек, где так же вырезали сотни людей. Банды Ангела, Ковтумы, Вернигоры и др. избивали еврейское население с невероятной жестокостью. С легкой руки мужицких батек в ход пошло выражение “коммунистический суп” – дикая расправа, в ходе которой нескольких еврейских коммунистов заживо варили в большом котле на центральной площади местечка, а затем заставляли всех остальных евреев есть его содержимое. Многие сходили с ума после этих процедур: Коммунистические функционеры, а с ними и еврейское население бежало, восставшие крестьяне ловили их и убивали.

Дальше читать тут...

Михаил Магид
 
Последнее редактирование модератором:
Регистрация
19.06.2019
Сообщения
462
Репутация
0
Баллы
0
Пол
мужской
Еврейская Революция продолжается. И снова страдают евреи.
Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет.
 
Сверху Снизу