Севморпуть и битва за Арктику

Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
Освоение Арктики становится стратегическим приоритетом России. В Минобороны ее называют ведущей транспортной артерией и незаменимым полигоном для тестирования уникальных вооружений в экстремальных условиях. О запасах нефти, газа и пресной воды в Арктике тоже упоминали не раз. Но в условиях усиливающегося противостояния в мире и этот регион становится полем конкуренции. Россия, Канада, Норвегия, Дания, США и даже Китай - лишь неполный список стран, которые интересуются Арктикой.
 
Последнее редактирование модератором:
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
Претенденты на Арктику

Климатические изменения вызывают таяние льдов в Арктике, что открывает новые возможности для торгового судоходства, освоения энергетических природных ресурсов, вылова рыбы и для открытия туристических морских маршрутов. По ряду прогнозов, уже к 2030 году летом арктические воды будут практически свободны ото льда. В 2011 году в журнале Science высказывалась оценка, что в Арктике находится до 30% всех не открытых мировых запасов газа и 13% запасов нефти. Их стоимость может составить около 35 трлн долларов. Все это выглядит в теории привлекательно.

Россия, США, Канада, Норвегия и Дания сегодня стараются определить зоны своего влияния и закрепить принадлежность континентального шельфа. Между этими странами существует ряд нерешенных территориальных проблем, которые рано или поздно нужно будет уладить.

Интерес к Арктике проявляет и Китай, рассматривая ее как судоходную возможность и локацию для расположения объектов космической и навигационной инфраструктуры. Весной Китай и Финляндия подписали договор о создании совместного исследовательского центра при Арктической космической обсерватории в Лапландии, который будет заниматься спутниковым мониторингом климатических изменений в Арктике и анализом возможностей навигации в водах Северного морского пути. В 2016 году Китай сделал похожие вложения в Швеции, где была построена китайская полярная наземная станция управления спутниками дистанционного зондирования (CNPGS).

В Арктическом совете сегодня состоят 8 государств, еще 39 стран и различных государственных и негосударственных организаций являются наблюдателями при совете.

Интерес мира к Арктике неуклонно растет. Китайский контр-адмирал Инь Чжо периодически заявляет, что "Арктика принадлежит всему миру, так что ни у одного народа нет над ней единоличной власти", и что Китай должен играть свою роль в развитии Арктики, так как в стране проживает одна пятая населения планеты. При публикации Китаем "Белой книги" по развитию "Полярного шелкового пути" китайские чиновники высказывались более дипломатично - что они не будут никому мешать и вмешиваться в суверенные дела приарктических государств, но при этом Китай обязательно будет присутствовать в регионе.

Наличие ледокольного флота становится важнейшим фактором как для освоения Арктики, так и для защиты своих интересов. Россия уже начала наращивать свои военные возможности на севере, а в США ВМС и Береговая охрана уделяют все больше внимания региону в ходе своих учений и планирования операций, также прорабатываются варианты создания новых портов на Аляске и развития береговой и навигационной инфраструктуры.
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
Россия

В России сегодня на Северном морском пути действуют 4 атомных ледокола ("50 лет Победы", "Ямал", "Таймыр", "Вайгач") и 4 дизель-электрических ("Адмирал Макаров", "Красин", "Капитан Хлебников" и "Капитан Драницын"). Три атомных ледокола ("Ямал", "Таймыр", "Вайгач") выработают свой ресурс к 2026 году. Они должны быть заменены ледоколами проекта 22220 "Арктика", "Сибирь" и "Урал". Таким образом в России будет, как минимум, 4 постоянно действующих атомных ледокола. В планах строительство еще двух проекта 22220. В 2016 году снова был введен в строй атомный контейнеровоз с ледоходными возможностями "Севморпуть". Всего, по данным американцев, на весну прошлого года в России было в совокупности 46 судов ледокольного класса - как в государственном владении, так и у частных компаний.

Для круглогодичной работы Северного морского пути необходимо, по прогнозам Росатомфлота, 13 ледоколов (9 атомных и 4 ледокола на сжиженном природном газе). Планами строительства ледоколов в мае этого года поделился Алексей Лихачев, генеральный директор госкорпорации "Росатом":

Мы просчитали, кстати, вместе с Алексей Львовичем Рахмановым (глава Объединенной судостроительной корпорации), с его коллегами, потребность в ледокольном флоте до 2030 года. Мы ее хорошо представляем: 3 нынешних строящихся сейчас УАЛа (универсальных атомных ледокола проекта 22220), плюс 2 еще. Плюс 4 ледокола на СПГ. Плюс от 1 до 3 – в горизонте 15 лет – ледокола нового поколения "Лидер". Вы знаете, сколько денег нужно на них? Полтриллиона рублей. Я почти уверен, что никакие полтриллиона рублей нам государство в чистом виде не даст. Поэтому мы вышли с предложением о смешанном финансировании, где будет часть государственных денег, часть денег возвратная, скажем, денег ФНБ, часть денег госкорпорации "Росатом", часть денег, привлеченная с рынка.

В России рассматривается проект создания трех самых мощных в мире атомных ледоколов нового поколения проекта 10510 "Лидер". 120-мегаваттный "Лидер" должен взламывать на скорости в 1,5-2 узла льды толщиной 4 метра, прокладывая коридор шириной в 50 метров, и тем самым обеспечивать круглогодичную навигацию на Северном морском пути. Стоимость одного такого ледокола оценивается в 70-95 млрд рублей.

Пока нет ясности, как будет финансироваться строительство, в какие сроки и где это все будет происходить. Сроки называются с 2023-2029 гг., строительство будет вестись либо силами ОСК на Балтике, либо на верфи "Звезда" на Дальнем Востоке. В августе стало известно, что по проекту Минэкономразвития инвестиции в строительство нового арктического ледокольного флота до 2024 года могут составить 163,8 млрд руб. Ожидается, что Владимир Путин объявит о решении по строительству "Лидера" в сентябре на Восточном экономическом форуме.

В 2017 году СМИ со ссылкой на источники в Главном командовании Военно-морского флота писали, что "Лидер" может быть вооружен боевыми модулями, контейнерами с противолодочным, ракетным, артиллерийским, а также радиотехническим или водолазным оборудованием.

Кроме гражданских ледоколов, у России есть военно-морской дизель-электрический ледокол "Илья Муромец", предназначенный для патрулирования, буксировки, перевозки грузов. Он может идти во льдах толщиной 0,9 метра. Вертолетная площадка может принимать вертолеты Ка-32 или Ка-27, а, по некоторым данным, при необходимости на судне может быть поставлена автоматическая корабельная артиллерийская установка.

Продолжает с 1975 года нести службу и патрульный ледокол "Руслан" в составе Беломорской базы ВМФ России в Северодвинске. Он может идти во льдах толщиной в 50 сантиметров. Вооружений сейчас он не несет, оборудован вертолетной площадкой и средствами радиоэлектронной борьбы. Еще несколько патрульных ледоколов этого старого проекта числятся в составе Балтийского и Тихоокеанских флотов.

В планах ВМФ - ввод в строй универсальных патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550. Первый корабль, получивший название "Иван Папанин", был заложен 19 апреля 2017 года, он сможет преодолевать сплошной лед толщиной в 1 метр. Корабль будет вооружен ракетным комплексом "Калибр" ("Club-K") и артиллерийской установкой.
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
США

В США в рабочем состоянии находятся всего лишь два из трех ледоколов Береговой охраны. Polar Sea (1978 года) не функционирует с 2010 года из-за проблем с двигателем, Polar Star (1976 года) превысил заложенный срок работоспособности в 30 лет, и для поддержания его в рабочем состоянии американцы разбирают на запчасти Polar Sea. Он идет на скорости в 3 узла во льдах толщиной до 1,8 метра и взламывает ударами лед толщиной в 6,4 метра.

Есть еще один средний ледокол Healy (1999 года ввода в строй), считающийся научно-исследовательским судном, способен идти во льдах толщиной до 1,4 метра на скорости в 3 узла, или взламывать ударами лед до толщины в 3 метра. Healy выработает свой ресурс в 2030 году.

Есть еще четвертый небольшой ледокол Nathaniel B. Palmer с более слабыми возможностями работы во льдах, который принадлежит частной компании и сдается государственным агентствам для проведения научных исследований. И также зарегистрировано судно Aiviq с ледокольными возможностями, которое использовалось в свое время компанией Royal Dutch Shell в водах Аляски.

Осознавая проблему, в США еще в 2013 году определили, что стране нужны 6 ледоколов (3 тяжелых и 3 средних). Строительство первого тяжелого ледокола начнется в 2019 году. В строй он должен войти в 2023 году. Тяжелые ледоколы обойдутся США в сумму от 700 млн до 1 млрд долларов за каждый. Американцы рассматривали возможность строительства судов по военным стандартам и спецификациям, но в итоге пока от этой идеи отказались, так строительство по гражданским меркам снизит стоимость каждого ледокола минимум на 100 млн долларов.

Один из самых именитых американских экспертов по военно-морским проблемам Рональд О’Рурк регулярно предоставляет для Конгресса США свои аналитические доклады. В августе этого года от него поступило аж целых две работы, посвященных вопросам геополитической ситуации вокруг Арктики и проблемам ледокольного флота. Это тоже символ того, что американское руководство уделяет повышенное внимание теме.
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
Китай

У Китая есть несколько малоразмерных военных ледоколов, которые по своим техническим характеристикам не в состоянии работать в полярных регионах, и один большой гражданский ледокол "Снежный дракон", который Китай приобрел у Украины еще в 90-х. И это даже не совсем ледокол, а судно-снабженец усиленного ледового класса "Витус Беринг", построенное на Херсонском судостроительном заводе в 1993 году. Судно было готово на 83%, когда его приобрели китайцы. За год они довели его до ума, и ледокол вышел в море. Можно также вспомнить, что первый китайский авианосец тоже был приобретен у Украины.

Первый же крупный неатомный ледокол собственного производства "Снежный дракон — 2" водоизмещением в 14 тысяч тонн китайцы начали строить совместно с Финляндией в 2016 году. Он должны быть введен в строй в 2019 году, после чего оба китайских ледокола должны уйти в экспедицию и на испытания в Антарктику, а затем, вероятнее всего, сконцентрируются на работе в Арктике. Проект, правда, пока затягивается. С финнами договор был подписан еще в 2012 году, ожидался спуск на воду в 2014 году.

Второй ледокол Китая - тоже скорее научно-исследовательское судно со своими ограничениями по проходимости. Так что приходится задуматься о третьем и атомном ледоколе. А пока на первом ледоколе Пекин обучает и готовит кадры и специалистов для работы в северных регионах.

Надо отметить, что для Китая дело не только в Арктике. Военные эксперты рассматривают создание атомного ледокола Китаем как шаг к строительству собственного атомного авианосца. У Китая есть атомные реакторы, которые работают на атомных подводных лодках, но создать собственные атомные технологии для энергоснабжения крупных судов и кораблей - это уже шаг вперед. Еще зимой этого года китайская судостроительная корпорация официально заявила, что намерена "ускорить процесс достижения технологических прорывов" в сфере строительства атомных авианосцев. Китайский авианосец в теории сможет работать на несколькихустановленных реакторах, которые будут разработаны Китаем для атомного ледокола. Например, у тех же американцев их первый атомный авианосец USS Enterprise работал на восьми реакторах Westinghouse A2W, а авианосцы класса Nimitz работали уже всего на двух реакторах. Китай может пойти тем же путем, уменьшая число реакторов и увеличивая их эффективность.

Эксперты считают, что, даже если первый атомный ледокол Китая не будет идеальным, Пекин без оглядки на финансовые издержки сможет использовать его для тестирования технологий на море в реальных условиях, обучения кадров и последующего прогресса при создании своего атомного авианосца.

Можно вспомнить, что впервые китайский ледокол "Снежный дракон", кстати, прошел по Северному морскому пути еще августе 2012 года, в 2020 году страна планировала отправлять каждую шестую тонну экспортной продукции через Северный морской путь с помощью своих собственных, а не российских, ледоколов.

Здесь, безусловно, возникает вопрос, допустит ли Россия атомные китайские ледоколы в свои воды, особенно в свете укрепления военно-морского сотрудничества между Россией и Китаем, американских санкций против Москвы и разворачивающейся торговой войны между Пекином и Вашингтоном.
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
Шойгу предупредил об угрозе военных конфликтов в Арктике
Министр обороны России Сергей Шойгу на заседании коллегии Минобороны заявил, что Арктика стала центром интересов ряда государств, из-за чего в регионе могут случиться военные конфликты, сообщает пресс-служба Минобороны.

«Сегодня Арктика превратилась в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств. Это может привести к нарастанию конфликтного потенциала в данном районе», — заявил Шойгу.

Подробнее на РБК:
Шойгу предупредил об угрозе военных конфликтов в Арктике
 
Регистрация
10.02.2017
Сообщения
4 199
Пол
мужской
Россия, США, Канада, Норвегия и Дания сегодня стараются определить зоны своего влияния и закрепить принадлежность континентального шельфа. Между этими странами существует ряд нерешенных территориальных проблем, которые рано или поздно нужно будет уладить.
Еще один пример предательства
Как показывалась граница СССР?


Это кто-то смел оспорить? Но...
В 1997 г. ельцинская Россия подписала конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и бывший "советский сектор" скукожился до 12-мильной зоны у берега и архипелажных вод.
 

Никитин

Участник
Регистрация
25.06.2017
Сообщения
12 983
Адрес
Российская Империя
Пол
мужской
@Коровьев,

Тоже обращал на это внимание, но никогда не анализировал этот факт (границы в Арктике на советских картах).
Значит, до 1997 мы не участвовали в Конвенции?
Не знал.
Теперь нам приходится долго и нудно доказывать что-то в комиссии ООН.
Один раз нас уже послали подальше - собираем новые данные вновь направляем в эту самую "комиссию".
И то речь идёт только о Хребте Ломоносова и ещё каком-то географическом объекте в С. Ледовитом океане (забыл как называется).
Продолжение это континентального шельфа или нет?)

Получается, в Советское время мы заявили, что это наше, явочным порядком и следовали своему решению.
А теперь клянчим что-то у "комиссии ООН"...
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
K

karavanbashi

США

В США в рабочем состоянии находятся всего лишь два из трех ледоколов Береговой охраны. Polar Sea (1978 года) не функционирует с 2010 года из-за проблем с двигателем, Polar Star (1976 года) превысил заложенный срок работоспособности в 30 лет, и для поддержания его в рабочем состоянии американцы разбирают на запчасти Polar Sea. Он идет на скорости в 3 узла во льдах толщиной до 1,8 метра и взламывает ударами лед толщиной в 6,4 метра.

Есть еще один средний ледокол Healy (1999 года ввода в строй), считающийся научно-исследовательским судном, способен идти во льдах толщиной до 1,4 метра на скорости в 3 узла, или взламывать ударами лед до толщины в 3 метра. Healy выработает свой ресурс в 2030 году.

Есть еще четвертый небольшой ледокол Nathaniel B. Palmer с более слабыми возможностями работы во льдах, который принадлежит частной компании и сдается государственным агентствам для проведения научных исследований. И также зарегистрировано судно Aiviq с ледокольными возможностями, которое использовалось в свое время компанией Royal Dutch Shell в водах Аляски.

Осознавая проблему, в США еще в 2013 году определили, что стране нужны 6 ледоколов (3 тяжелых и 3 средних). Строительство первого тяжелого ледокола начнется в 2019 году. В строй он должен войти в 2023 году. Тяжелые ледоколы обойдутся США в сумму от 700 млн до 1 млрд долларов за каждый. Американцы рассматривали возможность строительства судов по военным стандартам и спецификациям, но в итоге пока от этой идеи отказались, так строительство по гражданским меркам снизит стоимость каждого ледокола минимум на 100 млн долларов.

Один из самых именитых американских экспертов по военно-морским проблемам Рональд О’Рурк регулярно предоставляет для Конгресса США свои аналитические доклады. В августе этого года от него поступило аж целых две работы, посвященных вопросам геополитической ситуации вокруг Арктики и проблемам ледокольного флота. Это тоже символ того, что американское руководство уделяет повышенное внимание теме.
лишь бы чего жевать... лучше бы наукой там занялись... чем склоки разводить...
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
лишь бы чего жевать... лучше бы наукой там занялись... чем склоки разводить...
А они не могут ни успокоиться ни просто присесть... Видимо в этой сборной солянке народов со всего мира под условным наименование "граждане Америки" имеет место "соляное" ранение...
 
Регистрация
10.02.2017
Сообщения
4 199
Пол
мужской
А еще бы правильно понимать кто и кому может реально противостоять в условиях океанских льдов...
Сами отдали свою территорию, которую никто не оспаривал, чтобы теперь мериться известными органами?
 
K

karavanbashi

А они не могут ни успокоиться ни просто присесть... Видимо в этой сборной солянке народов со всего мира под условным наименование "граждане Америки" имеет место "соляное" ранение...
я даже догадываюсь куда...
 
Регистрация
13.09.2017
Сообщения
4 925
Адрес
Воронеж
Пол
мужской
В 1997 г. ельцинская Россия подписала конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и бывший "советский сектор" скукожился до 12-мильной зоны у берега и архипелажных вод.
Сказали А скажите и Б.
Россия «подарила» Норвегии 11% ее шельфовых запасов углеводородов – ВЕДОМОСТИ
Участок шельфа Баренцева моря, который Россия в 2010 г. передала Норвегии по соглашению о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, оказался богатой нефтегазоносной провинцией. По данным Нефтяного директората Норвегии (NPD), два года сейсморазведки показали наличие в районе извлекаемых запасов не менее 1,9 млрд баррелей углеводородов (15% - нефть), что подняло оценку извлекаемых шельфовых запасов Норвегии на 11% до 18,7 млрд баррелей, сообщает Reuters.

Осло нужны новые ресурсы нефти и газа: добыча страны, особенно в Северном море, из-за старения месторождений сокращается и в 2013 г. упадет до 25-летнего минимума. «Юго-восток Баренцева моря – самый интересный из новых районов норвежского континентального шельфа», – сказал в интервью BarentsObserver Геир Сельесет, менеджер по связям Норвежской нефтегазовой ассоциации. Для России, напротив, ценность этих ресурсов вызывает сомнения, поскольку трудоемкость и капиталоемкость добычи на шельфе значительно превышает показатели по другим российским месторождениям, не говоря о доступе к технологиям добычи.

Споры Норвегии и России о территории в 150 000 кв. км продолжались 40 лет и были разрешены в 2010 г. при президенте Дмитрии Медведеве. У Москвы и Осло были разные юридические подходы к решению спора: Норвегия настаивала на применении принципа средней линии, которого придерживается большинство стран в мире, Россия предлагала секторальный принцип, который используется в Арктике. В результате было принято компромиссное решение.
Получается, в Советское время мы заявили, что это наше, явочным порядком и следовали своему решению.
А теперь клянчим что-то у "комиссии ООН"...
Советский Союз был сильным государством и не только в военном отношении. России до его уровня далеко поэтому и место соответствующее.
 
Регистрация
14.02.2017
Сообщения
20 763
Адрес
рожденный в СССР
Пол
мужской
@SandyVRN, Странно что вы здесь пишете под российским флагом... Честно говорю я даже не узнаю вас в гриме... Вы кто Навальный? Удальцов? или вновь возродившийся Немцов?
Хотя и не утруждайтесь... имя вам такое (оно и в учебнике Ботаники за 5-й класс прописано) тролль вы обыкновенный... Есть что возразить?
 
Регистрация
10.02.2017
Сообщения
4 199
Пол
мужской
@SandyVRN, вот что нарыл по этой теме:
Соглашение чрезвычайно актуально с позиций отстаивания прав России на расширение своих владений в Арктике. В заявке Российской Федерации, поданной в Комиссию ООН по разграничению шельфа еще в декабре 2001 года, была обоснована правомерность присоединения к нашей экономической зоне 1200000 квадратных километров океанического дна в центральной части Северного Ледовитого океана. Через два года истекает срок рассмотрения заявки, и к этому моменту Россия должна не только представить запрошенные экспертами Комиссии дополнительные геолого-геофизические материалы, но и завершить урегулирование споров по разделу смежных морских пространств с США и Норвегией. Без этого, в полном соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, российская заявка не будет удовлетворена, и океаническое дно за пределами кромки сибирского шельфа поступит в общее пользование всех государств мира.
Осваивать месторождения двум странам — так или иначе — придётся вместе, как и прописано в соглашении.
 
Сверху Снизу