Статья: политическая экономия

Регистрация
20.06.2020
Сообщения
6
Репутация
0
Баллы
0
Пол
мужской
Ограниченность социалистической идеи.

Давно назревавший кризис советской общественно-экономической системы, неотвратимое приближение которого тщательно скрывалось политическим руководством СССР, был все-таки непроизвольно вызван новой генеральной линией КПСС, именуемой перестройкой. Задуманная в качестве средства оздоровления советского общества, полностью обездвиженного в партийных идеологических тисках, перестройка началась с неограниченной свободы слова, обернувшейся в скором времени неконтролируемой свободой действий. Задуманная в качестве средства повышения эффективности управления народным хозяйством страны, доведенного до критического уровня застойных явлений, перестройка резко ускорила развал народно-хозяйственного комплекса СССР, ограничившись бесплодными призывами к гласности и необходимости перехода к некоему новому мышлению. В результате относительно спокойное протекание процесса загнивания и разложения советского общества сменилось резким его обострением, исключившим для партийного руководства страны всякую возможность влияния на дальнейшее развитие общественно-экономических процессов, вследствие возникновения и распространения неуправляемого самопроизвольного процесса в общественных и экономических отношениях.
Неограниченная свобода слова нарушила существовавшее ранее сплоченное единомыслие советских экономистов, бывших до того убежденными сторонниками социалистического реализма в экономике. Можно было бы подумать, что все они определили свои новые взгляды на основе глубокомысленных научных рассуждений, если не смотреть на то, с какой злобой они швыряют друг в друга увесистые идеологические булыжники, подчинив свою профессиональную деятельность корыстным интересам тех или иных беспринципных политиканов. Одни из них, безошибочно почувствовав собственную выгоду, без каких-либо колебаний отдали бывших советских трудящихся на откуп новоявленным нуворишам. С достойным лучшего применения усердием превозносят они общечеловеческие ценности, которые представляются им в виде переполненных прилавков тамошних супеpмаpкетов. Другие все еще блуждают в поисках сермяжной правды, пытаясь переделить не делимое. Никого из них нисколько не смущает то обстоятельство, что еще совсем недавно все они угодливо, стройным хором и наперебой, спешили обосновать задним числом любые некомпетентные исторические решения высшего партийного руководства страны в народно-хозяйственной сфере. Все это раболепие, представляющее собой самое настоящее научное мракобесие, называлось самой передовой советской экономической наукой. Для того, чтобы оценить его по достоинству, достаточно вспомнить такое явление в науке советского периода, как арбатовщина, когда все основные вопросы научной и кадровой политики решались в процессе распития бутылки коньяка.
Политика всегда там, где происходят столкновения человеческих интересов, которые не в состоянии разрешить любая естественная наука, так как даже самая фундаментальная из них изучает не более, чем столкновения физических объектов в окружающем нас материальном мире. Выяснить возможность приемлемого для всех разрешения экономических противоречий в человеческом обществе должна была бы такая общественная наука, как политическая экономия, однако введение в свое время в псевдонаучный обиход Краткого курса пролетарской политэкономии надолго приостановило ее собственное развитие. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являясь ведущей общественной наукой, должна выяснить возможность построения более справедливого общества к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
Очевидно, что более чем недостаточная эффективность советской общественно-экономической системы является следствием утверждения в стране впервые победившего социализма крайне некачественных экономических отношений. Причиной тому могут быть два обстоятельства: либо экономическая теория Маркса является следствием искаженного отражения в его сознании основных закономерностей общественного бытия, либо имеет место неправильное толкование его учения и соответственное практическое применение. Прежде, чем приступить к решающему испытанию догматов коммунистической веры, обратимся к социалистической идее, являющейся одним из множественных проявлений гуманизма, который, в свою очередь, представляет собой течение человеческой мысли, возникшее на основе длительного наблюдения издавна утвердившейся в человеческом обществе несправедливости.
Социалистическая идея получила свое обоснование и развитие в теоретических трудах и практических социальных экспериментах основоположников и последователей утопического социализма. Но и до социалистов были люди, которые считали необходимым, чтобы имеющие слишком много поделились частью своего непомерного богатства с теми, которые и вовсе ничего не имеют. Однако и до этих людей были такие члены общества, которые ничего такого не думали, самостоятельно осуществляя практическое перераспределение материальных благ, пусть и в далеко не достаточной мере, подачей милостыни сидящим на церковной паперти, например, и в виде других индивидуальных актов благотворительности.
Первым достижением в процессе теоретического развития социалистической идеи явилась мысль о необходимости участия в помощи нуждающимся всем, достаточно для того имущим. Следующий шаг в этом направлении сделали социалисты-утописты, потребовавшие, уже от капиталистов, не только обязательность участия, но и необходимость обеспечить, уже рабочим, определенные человеческие условия существования. Если обязательность вместе с необходимостью выражались ими в сослагательном наклонении, то социал-демократы придали им категорическую форму, твердо и недвусмысленно заявив о том, что выполнение выдвигаемых ими требование является для капиталистов обязательным. Представляется очевидным, что теоретическое и практическое развитие социалистической идеи, должное выяснить хотя бы принципиальную возможность перехода к более справедливому обществу, происходило в направлении организационного совершенствования, самопроизвольно возникшей на определенном этапе имущественного расслоения человеческого общества, добровольной благотворительности. Однако просматриваемое в социалистической идее стремление к всеобщему равенству явно не устраивало значительную и наиболее могущественную часть общества. Капиталисты не шибко торопились следовать настойчивым призывам социалистов, имея собственное, более соответствующее их корыстным интересам, представление о необходимых человеческих условиях существования рабочих.
Не испытывая никаких иллюзий относительно возможности получить в обозримом будущем добровольное согласие капиталистов на выполнение выдвигаемых ими требований, наиболее настойчивые из социалистов выдвинули коммунистическую идею, в соответствии с которой эксплуатируемые и угнетенные, избавившись неведомым, правда, образом от своих угнетателей, самостоятельно построят общество всеобщего благоденствия. Выдвижение коммунистической идеи представляло собой попытку преодолеть не только сопротивление капиталистов, но и заметную уже тогда недостаточность идеи социалистической. Эта ее недостаточность озадачила некогда одного из известнейших социалистов-утопистов своего времени, которым являлся Оуэн. Проведя очередной социальный эксперимент, он к своему величайшему огорчению обнаружил, что участвовавшие в его затее рабочие, несмотря ни на что, оставались его рабами. Свою неудовлетворенность полученным результатом он объяснил себе тем, что еще не создал для своих рабочих необходимые человеческие условия существования. В действительности причина заключалась в том, что оказавшись между капиталистом и рабочими, он превратился для последних в непосредственный источник материальных благ, чем вполне объясняется образование непреодолимой социальной пропасти между незадачливым экспериментатором и остальными участниками неудачного социального эксперимента.
Вместе с тем выдвижение коммунистической идеи достаточно убедительно свидетельствовало о том, что на этот раз наиболее решительная часть социал-демократии одними благостными увещеваниями несговорчивых капиталистов не ограничится, что и было подтверждено дальнейшим ходом событий. Такой, заведомо неприемлемый для капиталистов оборот обусловил превращение глухого неприятия ими социалистической идеи в активное отрицание идеи коммунистической, а плохо скрываемой неприязни к социал-демократии в открытую ненависть ко всем последователям коммунистического учения, которые не замедлили ответить со своей стороны полной взаимностью.
Несмотря ни на что, для всех предшественников Маркса необходимость избавления от капиталистов оказалась неразрешимой задачей. Большей частью последователи коммунистической идеи ограничивались гневными обличениями многочисленных пороков современного им капиталистического общества, а в отдельных случаях описаниями умозрительных построений свободных от эксплуатации и угнетения человеческих общностей: «Солнечный город» - Кампанелла, «Утопия» - Т. Мор. И только Маркс, решительность которого оказалась безграничной, предложил использовать для избавления одной части общества от другой набор весьма жестких способов - от экспроприации до физической ликвидации. С целью обоснования правомерности подобных действий он разработал соответствующую революционную теорию, утверждающую о необходимости насильственного разрушения капиталистического общества и осуществления диктатуры победившего пролетариата во время переходного от капитализма к коммунизму периода, которой, в ее более развитом виде, мы имели несчастье воспользоваться в Октябре 1917 года. Эта псевдонаучная людоедская теория пришлась весьма кстати в качестве незаменимого практического руководства к действию для будущих экспроприаторов и ликвидаторов, которыми оказались, победившие всех чужих и всех своих, большевики.
Между тем, полная ликвидация капиталистов в отдельно взятой стране исключила всякую возможность использования в советском обществе социалистического распределения. В результате сплошного обобществления и поголовной коллективизации оказалось, что давать надо всем, да и обещано было немеряно, а вот тех, у которых для этого можно было бы хоть что-нибудь взять, в порыве революционного энтузиазма искоренили вчистую. Социалистическая идея, следовательно, не получила в СССР никакого практического применения. Использование социалистического распределения в отношении всех членов общества и вовсе не имеет никакого смысла, так как сущность социальной политики есть перераспределение материальных благ в пользу только тех членов общества, которые в социальной защите нуждаются.
Примером наиболее эффективного использования социалистического распределения является пресловутая шведская модель гуманного и демокpатического капитализма, представляющая собой как, впрочем, и все иные модели не более, чем социал-демократический тупик. Сохранение значительного социального неравенства даже в странах с наиболее развитыми системами социальной защиты свидетельствует об ограниченности социалистической идеи. А использование социалистического распределения в отношении вполне здоровых и работоспособных членов общества свидетельствует о ее несомненной порочности. Предпринятая шведской социал-демократией наименее болезненная попытка решительного продвижения в сторону общества всеобщего благоденствия также оказалась бесплодной, обернувшись потерей динамизма экономического развития, застойными явлениями в производстве, политическим поражением социал-демократов. Настолько обескураживающий отрицательный результат объясняется тем, что социалистическое распределение является по своей сути распределением внеэкономическим.
Его доля в совокупном результате общественного производства материальных благ имеет некоторый предел, одновременно с преодолением которого значительно ограничивается положительный субъективный фактор в производстве, так как при этом даже сам капиталист теряет всякий личный интерес в дальнейшем развитии своего предприятия. Продолжение увеличения доли внеэкономического pаспpеделения заменило бы товарно-денежные отношения тотальным центpализованным pаспpеделением совокупного результата общественного производства, экономическое неpавенство – неравенством номенклатуpным, буpжуазную паpламентаpную демокpатию – тоталитаpной диктатурой. Однако проявленное шведской социал-демократией здоровое благоразумие позволило стране своевременно вернуться к пока еще более приемлемой общественной и экономической организации.
Не в пример Швеции, утвердившиеся в СССР общественно-экономические отношения явились результатом практической материализации неприкаянно бродившего до тех пор по Европе призрака. В процессе гражданской войны этим результатом оказалась ленинская экономическая политика военного коммунизма, непригодность которой в мирное время вынудила Ленина объявить о переходе к новой экономической политике, называемой НЭПом. То есть, в самое тяжелое для страны время Ленин обратился за помощью не к обездоленным большевиками рабочим и крестьянам, а к тем же самым, только что ликвидированным капиталистам. Называемые в то время нэпманами, все они очень уж напоминают нынешних новых во всей СНГовии. Спрашивается, стоило ли ради этого совершать революцию и затевать гражданскую войну? В процессе бескомпромиссной борьбы за власть страна была полностью разгромлена. Промышленное производство оказалось разрушенным, сельское хозяйство пришло в упадок, в стране воцарился голод, свирепствовали эпидемии. Дорвавшийся до власти Сталин своевременно понял, что еще совсем немного и нэпманы скупят на корню всех голодранцев комиссаров. НЭП поэтому был немедленно свернут и заменен системой тотального централизованного распределения совокупного результата общественного производства, представляющей собой осуществление ленинской экономической политики военного коммунизма в условиях мирного времени. В результате коммунистическая идея, получив свое практическое воплощение в виде крайне некачественной системы общественных и экономических отношений, которую составляют всеобъемлющая тоталитарная власть и тотальное централизованное распределение совокупного результата общественного производства, оказалась полностью несостоятельной. А воображаемые заманчивые умозрительные видения бесконфликтного коммунистического общежития обернулись загаженными советскими коммуналками и переполненными бараками Гулага.
Не в пример СССР социалистическая идея, возвестившая о своем пришествии звоном первого, брошенного в качестве добровольного подаяния медного пятака, получила в развитых капиталистических странах свое наиболее полное практическое воплощение в виде всеобъемлющей системы социальной защиты. Будучи доведенной посредством государственного регулирования до наиболее высокоорганизованной формы принудительной благотворительности, она уже полностью себя исчерпала, исключив тем самым для социал-демократов всякую возможность дальнейшего теоретического и практического продвижения к своей заветной цели, которой является общество всеобщего благоденствия. Энергичная и достаточно результативная некогда деятельность социал-демократии, направленная на переустройство несправедливого общества, превратилась со временем в вялотекущую и совершенно непродуктивную составляющую мирового общественно-исторического процесса, выродившуюся к настоящему времени в популизм. Сама по себе система социальной защиты превратилась в современное средство порабощения человека. Это означает, что за социалистическим распределением в условиях капиталистического общества никакого социализма в качестве самостоятельной общественно-экономической системы нет и быть не может в принципе.
Таким образом, для выяснения возможности перехода от капитализма к более качественной общественной и экономической организации необходимо преодолеть ограниченность и порочность социалистической идеи, благоразумно воздержавшись от дальнейших попыток достижения заманчивой химеры идеи коммунистической в виде скачкообразного перехода к обществу всеобщего и вечного благоденствия.

26 октября 2019 года В.Я. Мач
 
Регистрация
08.06.2019
Сообщения
263
Репутация
0
Баллы
0
Лайки
30
Пол
мужской
Главное достоинство социализма это создание переходной теплоты человеческих отношений к коммунизму. Именно эта теплота создаст непобедимое производство от творческого горения, которое пересилит и вытеснит производство от рабской экономики.

Основная причина развала СССР было несоответствие человеческих идей зверским способам строительства новой жизни, несоответствие декларируемой душевности, человечности зверскому материализму.

В новом обществе продолжал действовать материальный стимул, деньги, стремление присвоить и усвоить лично в себя, отдельно от других. Общество создавалось не на соединяющих взаимных чувствах, а на разделяющих личных потребностях чреватых конфликтами за источники этих потребностей.

Общество разделённых эгоизмами это шайка. Реальные законы шайки пересилили не соответствующую шайке искусственную для неё человечность. Телесное пересилило душевное, человечное и произошёл развал.

Но зверство уже не соответствует жизни как чреватое всеобщей гибелью в последней войне и на арену робко выходит неокрепшая ещё, отвергаемая не соответствующими человечность. Впереди трудный путь, но и великое счастливое будущее.

В добрый путь!
 
Регистрация
26.09.2017
Сообщения
1 884
Репутация
158
Баллы
0
Адрес
Крым-Россия
Лайки
630
Пол
мужской
Но зверство уже не соответствует жизни как чреватое всеобщей гибелью в последней войне и на арену робко выходит неокрепшая ещё, отвергаемая не соответствующими человечность. Впереди трудный путь, но и великое счастливое будущее.
Ох, а по-моему всё наоборот. Зверство уже вполне соответствует современной жизни и вполне чревато всеобщей гибелью в последней войне. А "человечность", это не категория будущего благоденствия, ибо необходимо определиться, кто есть сам человек. Сегодня подавляющее большинство "не соответствующих" всецело убеждены в том, что у них предок макака, следовательно - зверь. В таком случае, чем человечность отличается от звериного? Тем, что макака вдруг стала философом? Ну, так ведь это атавизм наоборот. Макака стала философом, а человек все больше тяготит к обезьяньему. Великое и счастливое будущее в чём? Оглянитесь вокруг. Где Вы видите хотя бы косвенные признаки великого и счастливого будущего?
 
Регистрация
08.06.2019
Сообщения
263
Репутация
0
Баллы
0
Лайки
30
Пол
мужской
Ох, а по-моему всё наоборот. Зверство уже вполне соответствует современной жизни и вполне чревато всеобщей гибелью в последней войне. А "человечность", это не категория будущего благоденствия, ибо необходимо определиться, кто есть сам человек. Сегодня подавляющее большинство "не соответствующих" всецело убеждены в том, что у них предок макака, следовательно - зверь. В таком случае, чем человечность отличается от звериного? Тем, что макака вдруг стала философом? Ну, так ведь это атавизм наоборот. Макака стала философом, а человек все больше тяготит к обезьяньему. Великое и счастливое будущее в чём? Оглянитесь вокруг. Где Вы видите хотя бы косвенные признаки великого и счастливого будущего?
Homo Sapiens это часть неправильного временного соединения на основе разделяющих эгоизмов, личных тел-разумов.
Следующее соединение по эволюции это правильное на основе соединяющих общих Взаимных чувств.

Если относиться как к разумным макакам это шаг назад. И я же не предлагаю чего-то особенного. Просто люди будут счастливы с интересным творческим трудом, все будут по-настоящему любить и будут любимы, к имеющимся краскам жизни прибавятся дополнительные от неведомого ранее душевного мира, потом от следующих по эволюции миров... но не более того! Просто проблемы местного времени будут решены и забыты.

Не оглядывайтесь вокруг - это обречённая реальность. Все местные словари и учебники отражают зверство, недоразвитость в человечность. Все местные отношения предЧеловеческие.

И среди мерзости начинается переход на новую ступень эволюции Человек Добрый, Душевный, в Светлое Будущее.
 
Регистрация
08.06.2019
Сообщения
263
Репутация
0
Баллы
0
Лайки
30
Пол
мужской
Сейчас обостряется переходный кризис когда по-старому уже нельзя, а новое ещё не пробилось. Звери озверевают, но уже пока местами проявляется человечность. Всё впереди.
 
Регистрация
20.10.2017
Сообщения
376
Репутация
24
Баллы
0
Лайки
68
Пол
мужской
Звери озверевают. И Путин в том числе. Да - у него проблема Николая второго на лбу написана и зеленкой ее украшать он не хочет - но все делает к тому что бы пуля в мозг инфекцию не занесла...

Проблема в элите - точнее в формировании элиты. Меня всегда это удивляло. Ну как так - такой дебил как Хрущев - без образования и элементарных функций мозга мог стать генеральным секретарем?. Получается от глобальной смены элиты не прошло и двух поколений и на выходе жадная и наглая сволота. Кстати Ленин видел будущую проблему но так и не понял как ее решать - а Сталин уже и не видел и растил великолепных исполнителей но не будущую власть.. А как оказалось исполнитель и власть разные вещи. ну да бог с этим - не исправишь и современные мозги Вессарионычу не кинешь.
Ну тут контрреволюцию пережили - и пришел новый старый дурак. Без образования без аналитического мышления на главную должность. Он устраивал олигархов и позволял всем грабить страну на своих делянках. ну и решать конфликты среди разных грабителей.. И дальше что? А оказалось ничего. Человек который восторгается Александром III и считает Николая II тряпкой. К тому же считает себя приемником царей государей. Это что тот человек который способен возродить национальную экономику? да он убьет миллионы что бы сохранить свою никчемную власть. Собственно процесс идет - и нефига его списывать на киндер сюрприз - политикой рулит Путин а не Кириенко. Но деградация власти просто уже зашкаливает. Новичок тот же. Понятно что путин устраняет любую оппозицию. Ему естественно доложили что некое средство которое на западе называют новичок готово к применению - на этом средстве профессора и кураторы уже ордена получили. Кто же знал что на западе могут найти его спустя вдое суток на аппаратуре о которой путину и не докладывали... да и врачи в Омске оказались не идиотами а врачами - да правящий класс нас всех дебилами считает - а тут хрясь в каком то омске по наглядным симптомам вкололи атропин чем и спасли навального. Вот же засада - местные эскулапы таки еще что то знают и умеют. А потом спектакль - а на хера он кому то был нужен и на фига всей власти? Так власть у нас такая. Ну наверно что навешали лапшу Путину кто то ответит - острой сердечной недостаточностью. Кстати в советские времена кое кто в Болгарии умер от сердечного приступа. Потом оказалось вкололи ему - правда остался металлический контейнер размером в доли миллиметра который нашли таки цейрушники - но скандала не было. Мда и долбиться в одну стену - то же по меркам нашей власти правильно. Взялись за новичок и повторно огребли. наверно выписали очередные миллиарды на улучшение - а соколы распила просто дозу уменьшили и доложили что все - теперь не обнаружат... нет ни каких секретов в истории с Навальным - да и мне этот козел отвратителен - но зачем его грохать? Что бы Путину хорошо спалось? А вы думаете такой причины нету? Нафиг такую элиту - формировали ее олигархи для Путина а потом Путин под себя. Дебилы и дураки и ничего больше. Кстати что мешало использовать более простые методы использованные КГБ еще в 80-х? Только тупость элиты все это делает возможным...
 
Сверху Снизу